Виды и стили общения в психологии

Виды и стили общения в психологии

В современной учебной и научной литературе существует много определений понятия "стиль общения". Анализ указанных источников дает возможность дать следующее определение.

Стиль общения — это совокупность методов взаимодействия с партнером / партнерами, воплощаясь в определенных формах и имея соответствующий характер реализации, способствуют созданию межличностных отношений.

На сегодня в психолого-педагогической литературе представлен широкий спектр классификаций стилей общения: Куртом Левином (авторитарный, демократический, либеральный), Сергеем Братченко (диалогический, авторитарный, манипулятивный, альтероцентричний, конформный, индифферентный), Ларисой Петровской (ритуальный, манипулятивный, гуманистический) , Владиславом латинов (отчужден, послушный, сбалансированный, опекающий, властный), Валентиной Горянина (придушливий, уникливий, партнерский), Виктором Кан-Каликом (общение-совместная деятельность, общение-дружеское взаимодействие, общение-дистанция, общение-устрашение, общения- заигрывания, общение-преимущество), Сергеем Шеиным (доверительно-диалогический, альтруистический, конформный, пассивно-индифферентный, рефлексивно-манипулятивный, авторитарно-монологический, конфликтный) и др.

Рассмотрим проверенную временем и наиболее универсальную классификацию стилей общения, созданную на основе классификации стилей управления по Куртом Левином.

Исследованию стилей общения исторически, предшествовали эксперименты Курта Левина направлены на создание классификации стилей управления. Первым был эксперимент Рональда Липпита, ученика Левина, который проводился в 1938 г.. С участием десятилетних детей. Испытуемые встречались после школьных занятий с целью создания театральных масок. Исследователь разделил их на две группы, в которых вел себя в соответствии с авторитарного и демократического стилей управления. В первой груш он принимал решение единолично и заставлял детей их выполнять. Вторая группа имела возможность выбора вида деятельности и участия в принятии решений. Наблюдение за поведением детей показали, что в группе с авторитарным стилем управления дети чаще ссорились и проявляли враждебное отношение друг к другу. Сталкиваясь с проблемами, члены такой группы чаще были склонны к нахождению "крайних", а не к поиску выхода из затруднительного положения. В группе с демократическим стилем управления дети были более дружелюбными друг к другу, легче находили пути вирищення проблем, которые возникали.

В том же 1938 году К. Левин вместе с коллегами (Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом) решил провести похожий эксперимент с увеличенным количеством участников. Они сформировали четыре "клубы", в которых десятилетние дети занимались различными видами деятельности. К апробированных двух стилей (авторитарного и демократического) они решили добавить третий — нейтральный, который позже был назван либеральным. Добавление стиля произошло случайно — один из экспериментаторов начал вести себя слишком мягко, тем самым предоставив возможность детям самостоятельно все решать. Левин, который наблюдал за ходом эксперимента, сразу же это заметил и предложил выделить третий стиль.

Через каждые полгода в группах менялся лидер и, соответственно, стиль управления. В результате исследователи сделали следующие выводы: авторитарный стиль управления, был причиной повышения агрессии и жестоких шуток со стороны детей; повышение агрессии отмечалось и после перехода от авторитарного к нейтральному (либерального) стиля; все группы предпочитали демократическому стилю. Было обнаружено, что переход от авторитарного стиля к демократическому занимает больше времени, чем наоборот — от демократического к авторитарному. Именно на основании этого исследования Курт Левин, по воспоминаниям его ученика, коллеги и биографа Альберта Морроу, констатировал: "Автократия свойственна человеку, а демократии нужно учиться";

Авторитарный стиль общения характеризуется исключительно единоличным решением субъектом взаимодействия всех вопросов, касающихся как общей жизнедеятельности с другим субъектом, так и собственной жизни этого субъекта. Таким образом, субъект, на которого направлено авторитарный влияние, выступает в роли объекта. Субъект воздействия, исходя из собственных установок, самостоятельно определяет цели общения, предвзято оценивает результаты совместной деятельности. В гипертрофированной форме данный стиль проявляется в автократическом подходе к общению, при котором другие стороны взаимодействия не участвуют в обсуждении вопросов, имеющих прямое отношение к ним, а их инициатива оценивается отрицательно и опровергается. Авторитарный стиль общения часто реализуется на основе применения диктата и гиперопеки. Противодействие другой стороны жесткому давлению сторонника авторитарного стиля зачастую приводит к возникновению затяжных конфликтных ситуаций.

Люди, которые придерживаются этого стиля общения, не позволяют другим проявлять самостоятельность и инициативу. Оценка ими партнеров по взаимодействию неадекватная и основана преимущественно на субъективизме отношение. Авторитарный собеседник акцентирует внимание на негативных особенностях поведения, не принимая во внимание при этом ее мотивы. Внешние показатели успешности взаимодействия авторитарных собеседников чаще всего положительные, но социально-психологический климат преимущественно неблагоприятный.

По данным многих исследователей, авторитарный стиль общения способствует развитию неадекватной самооценки учеников, оправдывает применение силы, повышает возможность неврозов, формирует неадекватный уровень притязаний в общении с другими. Кроме того, доминирование авторитарных методов в общении с человеком приводит к искаженному пониманию ценностей, высокой оценки таких качеств личности, как безответственность, властность; культивирования значимости внешней привлекательности и физической силы.

Либеральный стиль общения характеризуется стремлением субъекта взаимодействия минимально включаться в совместную деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие люди участвуют в общении преимущественно формально, слабо концентрируясь на сущности процесса. Либеральный стиль общения реализуется на основе невмешательства, основу которого составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами другого человека и его окружения. Следствием этого часто является отсутствие контроля над процессом общения.

Читайте также:  Венера в рыбах у женщины василиса володина

Сторонники этого стиля уклоняются от принятия решения, передавая инициативу партнеру по взаимодействию. Организация и контроль деятельности, в процессе которой преобладает либеральный стиль общения, осуществляется бессистемно, проявляется нерешительность партнеров, колебания в ситуациях выбора. Применение этого стиля на практике может казаться демократическим, но из-за пассивности, незаинтересованность, нечеткость целей взаимодействия и отсутствие ответственности процесс общения становится почти неуправляемым. Группы, в которых преобладает либеральный стиль общения, характеризуются неустойчивостью социально-психологического климата и наличием скрытых конфликтов.

Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения является дистанция в отношениях между субъектами взаимодействия, отсутствие между ними доверия, ярко выраженная обособленность и отчужденность.

Демократический стиль общения является альтернативой описанным выше стилям. По такому стилю общения субъект взаимодействия ориентирован на повышение субъектности своего партнера, его привлечение к решению общих дел. Основной особенностью этого стиля является взаимное принятие и взаимопонимания. В результате открытого и свободного обсуждения проблем субъекты взаимодействия совместно приходят к тому или иному решению. Демократический стиль общения с людьми обеспечивает организацию совместной деятельности в коллективе.

Методами воздействия в рамках демократического стиля выступают побуждение к действию, просьбы, рекомендации. Партнеры людей, которые предпочитают демократическому стилю общения, чаще характеризуются состоянием покоя и удовлетворения собственных потребностей, наличием высокой самооценки. "Демократы" обращают больше внимания на свои психологические особенности, имеют высокий уровень профессиональной устойчивости, довольны своей профессией.

Для людей, которые придерживаются этого стиля, характерные положительное отношение к субъектам взаимодействия; адекватное оценивание их НИП возможностей, успехов и неудач; глубокое понимание партнера, целей и мотивов его поведения; умение прогнозировать развитие взаимоотношений. По внешним признакам взаимодействия с другими люди демократического стиля общения уступают авторитарист, однако социально-психологический климат в группах, где они находятся, всегда более благоприятный. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. По демократического стиля общения человек стимулирует других к творчеству, проявления инициативы, создает условия для совместной самореализации.

Среди современных классификаций стилей общения целесообразно выделить классификацию по Сергеем Братченко, который выделяет шесть стилей общения, что, с его точки зрения, проявляются как в межличностном, так и в профессиональном общении.

Диалогический стиль — ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимное открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражения, развития, сотрудничества.

Авторитарный стиль — ориентация на доминирование в общении, стремление "подавить" личность собеседника, покорить его себе, "коммуникативная агрессия", когнитивный эгоцентризм, требование "быть понятным", ожидания согласия с собственной позицией, нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное общения, коммуникативная ригидность.

Манипулятивный стиль — ориентация на использование собеседника и всего процесса общения в своих целях, для получения различного .роду выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций, стремление понять собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью, ориентация на «хитрость» в общении.

Альтероцентричний стиль — добровольная "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели и потребности, бескорыстное жертвование своими интересами, целями, стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но равнодушие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже на ущерб собственному развитию и благосостоянию.

Конформный стиль — отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, на "объектную" позицию для себя, ориентация на некритическое "понимание", отсутствие стремления к настоящему пониманию и желание быть понятым, направленность на подражание , реактивное общения, готовность "подстроиться" под собеседника.

Индифферентный стиль — отношение к общению, при котором игнорируется его сущность и проблематика, доминирование ориентации на "чисто деловые вопросы", "уход" от общения как такового.

Целесообразно отметить, что в реальной практике взаимодействия чаще имеют место "симбиоз" описанных стилей общения.

Во время общения люди различаются между собой некоторыми устойчивыми характеристиками – стилями общения. Стиль общения во многом определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Обычно выбор стиля общения определяется рядом факторов: цель и ситуация общения, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, а также характеристика самой формы взаимодействия.

Среди ведущих характеристик современного стиля общения А. П. Панфилова называет следующие: краткость и простота построения фразы, речевой конструкции; использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов [1] .

В профессиональном речевом общении используются в основном следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный). Рассмотрим их подробнее [2] .

1. Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Данный стиль обслуживает сферу правовых, управленческих и социальных отношений; реализуется в письменной форме (например, деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.) и в устной (например, отчет или доклад на собрании, выступление на совещании, служебный диалог, переговоры или беседа с деловым партнером).

Читайте также:  Мастер класс по уходу за руками

В официально-деловом стиле различают три подстиля, имеющих свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише:

  • – законодательный (закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр.);
  • – дипломатический (меморандум, нота, коммюнике);
  • – административно-канцелярский (расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола).

Деловой стиль подразумевает предельную точность речи с использованием терминов, которые могут обозначать: 1) наименование документов (постановление, акт и пр.); 2) наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению (педагог, судья и пр.); 3) процессуальные моменты (осуществить экспертизу, провести допрос, подготовить отчет и пр.).

Кроме точности речи в деловом стиле требуется соблюдение объективности информации. Например, в документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, или употребление эмоционально окрашенной лексики и вульгаризмов. Данный стиль требует краткости изложения и экономии языковых средств (КИЯ – коротко и ясно).

Пример 1.15

Известно, что половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Также если фраза длится без паузы более шести секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается [3] .

Деловая речь отличается стандартизированностъю. Это проявляется в повторяющихся стандартных ситуациях, ограничивающих тематический круг деловой речи в выборе языковых средств и форм документов. В них присутствуют общепринятые формы изложения и определенное расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.

Примеры речевых клише и шаблонов деловой речи представлены ниже (табл. 1.2).

Примеры речевых клише и шаблонов деловой речи

Цель клише (шаблона)

Пример клише (шаблона)

Для выражения признания

Приносим наши извинения за.

Для выражения просьбы

Мы очень рассчитываем на вашу помощь в.

Для выражения одобрения и согласия

Я полностью согласен с вашим мнением.

Для завершения разговора

Я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы.

2. Научный стиль речи в основном используется в деловой коммуникации людей, занимающихся наукой, исследовательской и педагогической деятельностью. Как правило, ученые используют научный стиль при описании объективных знаний о предметах и явлениях, идеях и законах действительности. Таким стилем пишутся научные трактаты, статьи, тезисы, доклады, диссертационные исследования и научные труды; он характерен для выступлений на конференциях, симпозиумах, семинарах и лекциях для максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

Выделяют следующие характеристики научного стиля речи:

  • – отвлеченная обобщенность (считается, говорят, как замечательно, довольно, часто, в большинстве случаев, крайне и пр.);
  • – логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
  • – абстрактная лексика (существуют, имеются, состоит, используются, употребляются и пр.);
  • – вместо местоимения "Я" используется местоимение "Мы" (нам представляется, по нашим наблюдениям, как показывают результаты наших исследований и пр.);
  • – безличные предложения (необходимо отметить, следует остановиться на рассмотрении, представляется возможным, как свидетельствует практика и пр.);
  • – сложноподчиненные предложения ("если. то" или "в то время как") [4] .

Научный стиль отличается логической последовательностью своих композиционных частей текста, чему способствуют следующие приемы:

  • 1) способы перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих; "вначале было это, затем то. "; "если это так, то из этого следует. ";
  • 2) для связок внутри текста используются речевые конструкции: однако, между тем, в то время как, тем не менее, подводя итог, поэтому и пр.

Научный стиль речи более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, где людей объединяет определенный уровень компетентности, есть потребность обменяться научными достижениями. В последнее время для повышения эффективности восприятия научного сообщения распространена практика использования иллюстраций и стендов при чтении научных докладов с использованием мультимедийных проекторов.

3. Публицистический стиль речи применяется при выступлении на публике. Это может быть устное выступление (речь, доклад, лекция, выступление на собрании или митинге, интервью на телевидении или по радио) или письменное (статья или заметка в газете, рецензия на профессиональную книгу). Публицистический стиль (лат. publicus – общественный) в основном обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических и культурных. Данный стиль широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.

В качестве основных характеристик публицистического стиля речи выделяют следующие:

  • информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;
  • реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;
  • книжно-абстрактные средства (такие слова, как; деятельность, обсуждение, исследование, понимание, процесс, понятие, система, свидетельствует, проводится, означает, требует и пр.);
  • приемы адресации, т.е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это предполагает обратную связь: вопросы и ответы ("Вы, сидящие этом зале" или "Ребята!");
  • доступность информации для аудитории;
  • экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты оцениваются самим выступающим, комментируются и интерпретируются им; в речи широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические казусы (лат. casus – сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;
  • лаконичность речи (обеспечивает точность восприятия). Для этого используется дистилляция (разделение) текста, отбор лишнего, тщательное редактирование и сокращение, предельная стилистическая шлифовка мыслей;
  • юмор, остроты, ирония также допустимы, но бывают неуместны в адрес конкретных лиц [5] .
Читайте также:  Вязание варежек для детей 5 лет спицами

В публичном выступлении необходима осторожность при использовании информации, которую можно отнести к клевете и диффамации (лат. diffamare – разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчуждения, презрения. С осторожностью использовать компрометацию (фр. compromettre – вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя) дела, профессии, занимаемой должности. Не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, половых, территориальных, расовых, сексуальных и других принадлежностях или предпочтениях сидящих в аудитории людей;

говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз. Обычно при этом используются разнообразные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.

Описанные выше стили речи (официально-деловой, научный и публицистический) востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достижения определенных целей.

4. Разговорно-бытовой стиль, в отличие от деловых стилей речи, обслуживает сферу неформальных отношений в быту, семье, дружеском кругу, профессиональной среде. Разговорная речь выполняет функцию межличностного общения, чаще проявляется в устной форме в виде диалога, часто диалог возникает спонтанно, без предварительного обдумывания. Разговорная речь эмоционально окрашена и способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности. В ней большую роль играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела (см. гл. 2 учебника). Поскольку данный стиль относится к неформальному общению, в нем используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания и сокращения (Питер, общага, читалка, магаз и пр.), сленг ("э-блин", "прикольно", "я тащусь"), разговорно-бытовая фразеология ("гол как сокол", "бежит как угорелый", "как снег на голову" и пр.), глагольные междометия (шмыг, скок, шмяк, бряк и др.), разнообразные частицы (этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т.п.). В разговорном стиле широко практикуются вопросительные, побудительные и восклицательные предложения [6] .

Соблюдение стилевых правил и норм позволяет каждому человеку соответствовать ситуации общения (например, имиджу делового человека или приятеля) и достигать определенных целей и результатов. Причем в основе достижения целей могут быть как эмоции, так и механизмы кооперации и сотрудничества.

Общение всегда происходит в деятельности, а содержание коммуникации определяется ее целями. Люди могли бы понимать друг друга лучше, если бы не окружали себя требованиями добиваться какой-то цели и результата.

Общение выступает как двусторонний процесс взаимосвязи людей, в которой они обмениваются информацией, тем самым влияя друг на друга.

Общение меняет человека, формирует его возможности. В нем выделяют две составляющие: содержание и стиль.

Содержание — это то, о чем говорят (тема), оно может меняться; стиль — это то, как передают информацию, это постоянный компонент общения. Каждый человек имеет свой уникальный стиль общения.

Научными исследованиями стиля общения впервые занялся немецкий психолог Курт Левин. Он и его сотрудники начали более глубокое изучение проблемы стиля общения, ввели понятие «стиль лидерства». В социальной психологии лидерство — это явление, которое характеризует динамические процессы в группе по принципу доминирования-подчинения. С 30-х гг. XX в. начинают формироваться различные теории лидерства (наиболее известные: теория черт, ситуационная теория, теория лидерских ролей).

На этой основе К. Левин выделяет стили лидерства.

  1. Авторитарный (властный, командующий). В этом случае действия лидера властные, жесткие, роли в группе строго распределяются, лидер держит управление исключительно в своих руках.
  2. Демократический (коллективный) стиль руководства определяется управлением совместно с группой, подчиненным дается свобода действий.
  3. Либеральный (попустительский) стиль — лидер не участвует в активном управлении группой, пускает все на самотек, подчиненные действуют как хотят.

В социальной психологии выделяется такое понятие, как «коммуникативный стиль общения» — это способ взаимодействия людей друг с другом в ходе общения.

Выделяют следующие стили:

доминантный — принижение роли собеседника в процессе общения;

драматический — преувеличение и яркая эмоциональная окраска содержания информации;

спорный — с проявлением агрессии, доказывания;

успокаивающий — расслабляет и снижает тревожность;

впечатляющий стиль используется, если человек хочет быть в центре внимания, чтобы его запомнили;

точный — передача структурированной, логичной и точной информации;

внимательный — используется для того, чтобы показать интерес к тому, что говорит собеседник;

воодушевленный — использование в большей степени невербальных форм общения;

дружеский — поддержка собеседника, интерес к его личности, проблемам;

открытый — отсутствие страха в выражении своего мнения, эмоций и чувств.

Ссылка на основную публикацию
Ведущая первого канала ольга ушакова
БИОГРАФИЯ ОЛЬГИ УШАКОВОЙ Ольга Ушакова – российская телеведущая, известная по работе в новостях Первого канала и по программе «Доброе утро»....
Ботфорты на широкую голень
Ожидание новинок в очередной модной волне заставляет листать страницы журналов, внимательно смотреть обзоры коллекционных показов, набирать в поисковике стандартную фразу...
Ботфорты с шубой фото
Вопросы , рассмотренные в материале: Как правильно подбирать одежду и аксессуары под шубу из натурального меха Как длина шубы влияет...
Ведущая новостей екатерина андреева возраст википедия
Имя: Екатерина Андреева (Ekaterina Andreeva) Отчество: Сергеевна День рождения: 27 ноября 1965 (54 года) Место рождения: г. Москва Рост: 176...
Adblock detector