Шляпы 18 века

Шляпы 18 века

На протяжении нескольких веков женщины и шляпы были неразлучны. Ещё сто лет назад появление дамы в публичном месте без головного убора могло вызвать негодование общественности. Теперь же мода на шляпки постепенно сходит на нет. Всё чаще их можно увидеть на Королевских скачках в Великобритании и на морском побережье. Однако это не повод забывать об одном из самых значимых женских головных уборов. Сегодня я хочу рассказать об истории возникновения шляпок и о том, как они менялись с течением времени.

Первые шляпы в истории
Точно установить, когда появились головные уборы, внешне напоминающие современные шляпы не представляется возможным. Однако в Греции ходит легенда о том, что шляпу людям подарил древнегреческий бог Гермес. Так он хотел защитить людей от солнечных лучей. Эта была самая простая модель – тулья и широкие поля. Позднее эта конструкция стала основой всех видов шляп.

А мексиканцы верят в предание о том, что богиня Сикомеайя спустилась с неба с кучей шляп в руках и раздала их людям. Видов шляп было всего три:
— для тех, кто работает на полях;
— для женщин;
— для заговорщиков.

Средние века – рассвет шляпного искусства
Довольно продолжительное время шляпы для мужчин и женщин были практически одинаковыми. В корне ситуация изменилась. Прообразом современных шляп историки моды считают геннин. Он появился в 14 веке. Каркас этого головного убора изготавливали из плотной бумаги или накрахмаленного полотна. Потом заготовку обтягивали парчой, бархатом или атласом. Историки утверждают, что гиннины которые носили принцесс того времени были до 1 метра высотой. Спереди на него прикрепляли вуаль, которая закрывала лицо. Волосы, которые выбивались из-под головного убора, чаще всего сбривали, оставляя треугольник посередине лба.

В 15-16 веках в моду вошли шляпы из соломы. Ближе к 16 веку женщины стали носить шляпы из фетра. Фасон изделий был перенят у мужчин. В качестве декора средневековые модницы использовали перья, драгоценные камни, ленты, мех. Кстати широкие поля на шляпах появились не случайно. В 16 веке помои выливали на улицу прямо из окон. Чтобы ненароком нечистоты не попали на голову или на лицо и были придуманы широкополые шляпы.

Наряду со шляпами в это же время модницы стали носить на голове персидские тюрбаны. Как правило, они были очень ярких цветов. Декорировали их драгоценными камнями и перьями птиц. Также в 16 веке впервые появляются чепцы, которые в дальнейшем стали прообразом огромного количества моделей шляпок. Изначально их применяли для защиты волос от воды при купании. Благодаря чепцу на свет появились береты, шляпы ток и модели схожие с цилиндрами. Впоследствии они стали прародителями цилиндров.

Шляпы в 17-18 веках
В это время начинается рассвет шляпной моды. В 17 веке Франция становится столицей мод. Король Людовик XIV ввёл в моду высокие широкополые фетровые шляпы. Писком моды считались головные уборы, украшенные лисьим хвостом. Также в это время популярностью стали пользоваться треуголки. В начале 18 века в моде были маленькие круглые шляпки-токи и аккуратные чепцы. Но в середине столетия ситуация коренным способом меняется.

В 18 веке шляпы становятся дополнением к парикам. Именно они и определяли способы ношения головных уборов. Шляпы для удобства носили с очень сильным наклоном вперёд. Шляпы 18 века – это шедевры дизайнерской мысли. Аристократки украшали свои головы цветочными клумбами, кораблями и райскими садами с птицами. Механики разрабатывали механизмы, которые устанавливали внутрь шляпки и они заставляли вращаться цветы и летать птичек которые располагались на ней.

Читайте также:  Каскад пепельный блонд

19 век – никуда без шляпы
В 19 веке шляпа — это неотъемлемым атрибутом костюма.
В начале 19-го столетия дамы продолжали носить шляпки-токи. Для их украшения использовались живые цветы, ленты, перья. Также весьма популярной стала шляпка Шуте (Schute). Чаще всего её делали из соломы. Внешне этот головной убор напоминает чепец с широкими полями. Она стала популярной благодаря тому, что её часто использовали в театральных постановках в качестве реквизита.

В дополнение ко всему 19 век подарил нам женский вариант цилиндра. От мужской версии он отличался высотой тульи и отделкой.

Век 20 – шляпы и элегантность

20-ый век – время революций. Повсеместно стали бороться с буржуазией, ну и, конечно же, со шляпами. В обиход были введены косынки, но они не очень прижились среди дам. Шляпы очень быстро вернулись на своё законное место. Правда, модели теперь стали более лаконичными, а декоративных элементов стало гораздо меньше.
Одной из самых популярных моделей стала шляпа-клош. Изготавливали их из самых разных материалов. Украшали их платками, перьями, бисером, брошками. Не сдавали свои позиции и соломенные шляпки. Именно в 20-м веке впервые появилась тенденция подбирать под цвет шляпы перчатки, туфли и сумочку.

Во время войны шляпы отдали пальму первенства шалям и платкам. А в послевоенный период очень модными были шляпы тамбурин. Украшали их бантами, вуалетками и атласными лентами.

В шестидесятые годы появились шляпки-таблетки. Моду на них ввела первая леди США – Жаклин Кеннеди.

Н а Руси ходить с непокрытой головой испокон веков было не принято. Кокошник, кика, повойник, наконец, платок — вот традиционные головные уборы русских красавиц.

Мода изменилась в XVIII веке, в эпоху правления Петра I, прорубившего окно в Европу, приказавшего брить бороды и высочайшим указом повелевшего на ассамблеях появляться в европейском платье. Дамы и кавалеры стали щеголять в заграничных нарядах и париках. Со временем парики сменили пышные и высокие прически с украшениями в виде вазонов с цветами, корзин с фруктами и даже морских фрегатов в волосах… После Французской революции 1789 года на смену «старорежимным вавилонам» на голове пришли более элегантные укладки в стиле а-ля грек.

Впрочем, всевозможные головные уборы и аксессуары для причесок, будь то цветы, ленты, муслин или диадемы, сохраняли свою актуальность в течение всей первой половины XIX столетия. Некоторые из этих украшений успешно перекочевали в век ХХ, а затем и в век XXI. Про шляпки и говорить не приходится: став как бы необязательным предметом женского гардероба, они были и остаются главной страстью настоящих модниц.

А современным модельерам, кажется, и не надо долго думать, чтобы вдохновиться, — достаточно заглянуть в бабушкин сундук или повнимательнее рассмотреть полотна известных живописцев.

Великая княжна Александра Павловна причесана по моде 80-х годов XVIII века — куафюра средней высоты и лента с цветами. Цветок или несколько и сегодня станут прекрасным украшением для женской головки.

Начало XIX века — время моды на все античное. Дамы избавились от корсетов и громоздких причесок, обрядились в легкие платья-туники, а для тепла накинули кашемировые восточные шали. Другая дань Востоку — тюрбаны. Считается, что в России они стали популярны благодаря писательнице мадам де Сталь, которая явилась на бал в большом и красном экзотическом головном уборе. На портрете Владимира Боровиковского она тоже изображена в тюрбане, но небольшом, намотанном по типу чалмы и украшенном жемчужной фероньеркой (цепочка с кулоном, спускающаяся на лоб). Шляпка-чалма и сегодня один из главных трендов сезона.

Читайте также:  Современная упаковка букетов

В эпоху ампир прическу любили украшать колосьями пшеницы, цветами, лентами, фероньерками и диадемами. Вечерний выход и в XXI веке не обходится без высокой прически с локонами и цветочной диадемы, как на портрете княгини Аделаиды Голицыной.

Княгине Авроре Демидовой очень к лицу тюрбан с бахромой, который и в конце 1830-х еще оставался в моде. А современным барышням достаточно обмотать вокруг головы яркий шарф — и вот он, вожделенный тюрбан!

Со временем тюрбан трансформировался в пышный берет, который украшали перьями или бантами. В малиновом берете пришла на бал и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В аналогичном головном уборе изображена и графиня Анна Орлова-Чесменская. Сегодня дамы носят беретки всех цветов и самых разных фасонов — от пышных вязаных с помпоном до строгих и классических из фетра. Особо смелые по-прежнему предпочитают красный.

Начало ХХ века — это начало «прекрасной эпохи». Дамы Belle Époque одевались строго: завышенная талия, тонкий рукав, длинные узкие юбки, чуть расходящиеся книзу… Избежать излишней чопорности помогали пышные шляпы. Правда, дочь живописца, Надежда Репина, изображена не в пышном головном уборе, а в элегантной летней шляпке. Такую и сегодня надеть не грех. Разве что сместить ее слегка с затылка на лоб.

Княгиня Ольга Орлова — пример модницы «прекрасной эпохи». Такие пышные широкополые шляпы украшали перьями или цветами, а зачастую и чучелами птиц (вспоминали, по-видимому, ушедшую эпоху рококо). Конечно, крепились такие объемные конструкции при помощи длинных шпилек и булавок, которые были небезопасны для окружающих. Именно поэтому в 1912 году городское управление в Санкт-Петербурге и Москве запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте — «во избежание травм населения». Пышные шляпы и сегодня очень актуальны, особенно на светских раутах вроде лошадиных скачек. И что хорошо, их не надо крепить опасными для жизни булавками.

1930-е годы — время, когда тон жизни задает джаз, кинематограф и спорт. В Голливуде блистают Грета Гарбо и Марлен Дитрих, у нас — Любовь Орлова. СССР еще не за железным занавесом, а потому художник Александр Дейнека путешествует в 1934–1935 годах по США, Франции и Италии. Его парижанка наверняка занимается спортом, а вечером надевает свободное платье, шляпку-таблетку и оправляется танцевать. Эти шляпки, один раз войдя в моду, остались в ней навсегда.

Коль уж пошла такая "шляпная тема" в моем ЖЖ, хочу вам рассказать о женских шляпках 18 века, а точнее, треуголках.

В своих старых постах я уже касалась темы заимствования элементов женской одежды мужчинами (корсет, муфта), а сегодня хочу рассказать о проникновении мужских аксессуаров в женский костюм. А точнее — шляпы — треуголки.

Lisiewski. Bildnis Henriette von Luderitz.18th century

О том, как появилась эта шляпа, пишет Википедия: "В первой половине XVII века в армиях Западной Европы была распространена широкополая шляпа… Широкие поля мешали военным запрокидывать голову, и были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружье. Края шляпы постепенно подгибались, пока не появился принципиально новый, прогрессивный фасон — с тремя загнутыми полями.

Читайте также:  Нита кузьмина до и после пластики фото

1674 г.

Распространение треуголки — tricorne в армии относится к эпохе правления Людовика XIV. Разумеется, эту моду подхватили и штатские.

early 19th century

Треугольные шляпы, украшенные галуном и перьями, украшали головы до того момента, пока в моду не вошли громоздкие парики — аллонж.

После этого штатские лица носили треуголку под локтем и использовали её при поклонах, описывая ею замысловатые фигуры.

Carl-Ludwig Christinek. Portrait of Aleksey Bobrinsky, 1770

В первой половине XVIII века треуголку охотно носили женщины. Это было связано с небывалым доселе "сближением" мужской и женской моды".

Portrait de Caterina Sagredo Barbarigo par Rosalba Carriera. before 1741

На самом деле, женщины треуголку носили намного дольше.

1905 г.

1948 г.

И даже сейчас эту кокетливую шляпку можно увидеть на стильных, экстравагантных женщинах.

Свадебный наряд Диты фон Тиз. Шляпка от Филиппа Трейси.

Но, безусловно, пик популярности треуголки у женщин пришелся на 18 век.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна 1760 г.

Трудно сказать, с чего все началось.
Возможно, с того, что и у мужчин и у женщин она была частью охотничьего костюма,

George Lord Vernon 1767

Portrait of Maria Amalia von Bayern. 18th century.

Георг-Христоф Гроот Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. 1740-е гг

Оттуда она плавно перекочевала в костюм для верховой езды.

Костюм наездницы в то время копировал мужской костюм.
Единственное, что их различало — юбка вместо панталон.

Marie Antoinette Young

Мария — Антуанетта в одноименном фильме.

Поскольку тогда мужчины носили шляпу-треуголку, то и дамы также надевали ее, одеваясь для конной прогулки.

В то время треуголка была и неотъемлемой частью маскарадного костюма.

Eleonora Gustafa Bonde af Bjorno by Jakob Bjork

Знатные венецианки и венецианцы 18 века носили маски, плащи и треуголки, чтобы сохранить анонимность и скрыть свои истинные доходы.

Mrs. Boere in custom from carnival 1746

1770 — е гг.

Иногда, даже трудно было понять, какого пола человек скрывается под таким одеянием.



Треуголки и маскарадные костюмы часто можно увидеть на картинах Пьетро Лонги.

Особенно это было удобно во время венецианского карнавала. Такой костюм позволял свободно флиртовать и интриговать.

В классическом изображении масок "Комедии дель Артэ" до сих пор присутствуют элементы костюма венецианских карнавалов.

К. Сомов. Язычок Коломбины. 1915.

С 18 века до нас дошло большое количество маскарадных портретов, на которых изображены дамы в соответствующих платьях, с маской в руках и маленькой треуголкой а голове.

Antoine Pesne hofdame ; Prinzessin Amalia von Preussen als Amazone.
ранее 1757

Российская императрица Елизавета Петровна обожала маскарады. Их устраивали при дворе каждую неделю. Фасоны платьев были строго регламентированы. Императрица была молода, ей очень шли мужские наряды, поэтому она изобрела особый вид маскарада — "метаморфоза". Мужчины переодевались в женщин, дамы — в кавалеров. Масок не надевали. Эти наряды шли далеко не всем, зато Елизавета Петровна выглядела прелестно.

Serov. Peter II and Princess Elizabeth Petrovna

Из маскарадного, охотничьего, треуголка легко проникла в повседневный костюм. Правда, она, то увеличивалась, то уменьшалась, в зависимости от моды.

Gustave Jean "Jacquet a portrait of a noble lady".

И доуменьшалась до такой степени, что стала просто наколкой треугольной формы.

Louis Rolland Trinquesse 1774

Borschova by Levitskiy 1776 г.

Портрет Анны Карловны Воронцовой (в девичестве Скавронской), вдовы бывшего канцлера Михаила Илларионовича Воронцова1763

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector