Русская народная одежда женская рисунок

Русская народная одежда женская рисунок

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Правление Петра I ознаменовало себя в истории России расширением границ, созданием русского флота и утратой многих вековых традиций. В частности, ушла в небытие традиция носить боярский русский костюм. И только в среде простых людей традиционные русские наряды сохранятся до начала XX века. В нашем обзоре 25 старинных фотографий коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея, на которых запечатлены русские красавицы дореволюционной России в национальных костюмах.

Коллекция Шабельских является не только уникальным источником по изучения истории русского костюма, но и настоящим культурным и художественным достоянием. Создавалась она с целью фиксации костюмов разных российских губерний и стала настоящим феноменом в истории отечественной фотографии.

Все фотографии, вошедшие в коллекцию, отличает удивительная выразительность в передаче образа русской женщины. Студийные фото выполнены на качественной бумаге, а сами модели чудесным образом подходят к костюмам, которые представляют.

А теперь немного о русском народном костюме. Он представлял собой целостный художественный ансамбль, в котором гармонично сочетались предметы одежды, украшения, головной убор, обувь и причёска.

Основные ткани, использовавшиеся для крестьянской одежды — шерсть простого полотняного переплетения и домотканый холст. Более богатые слои с середины XIX века могли позволить себе фабричный шелк, атлас, парчу с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Рубаха – обязательная часть женского костюма. Называлась она «стан» и могла доходить до подола сарафана. Был даже специальный фасон женской рубахи для кормления младенцев — со сборенными рукавами. Женские рубахи были праздничные, будничные, свадебные, покосные, ворожбенные и похоронные. Шили их из холста, льна, конопли, пеньки и шерсти. Среди элементов украшения рубах использовались такие образы как кони, птицы, ланки, древо жизни и растительные узоры. Считалось, что рубаха красного цвета оберегает от несчастий и злых духов.

Сарафан – главный элемент женского русского традиционного костюма. Различия в крое сарафанов и в цвете в разных губерниях России были очень заметны. Русский сарафан носили и как праздничную, и как повседневную одежду. У девушки на выданье в приданном обязательно должен был иметься десяток сарафанов различной расцветки.

Интересный факт! В XIV веке сарафан носили великие московские князья и воеводы, и только лишь в XVII веке он стал принадлежностью только женского гардероба.

Сарафан подчёркивал общественное положение хозяйки: зажиточные сословия шили богатые сарафаны из бархата, шелка и других дорогих тканей, привезённых из Турции, Персии, Италии. Украшали такие сарафаны кружевами, вышивкой и тесьмой. По сарафану можно было узнать и о социальном статусе женщины – замужем она или нет.

Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Его украшали бисером, бусами, позументом, жемчугом, а у богатого сословия и драгоценными камнями. Кокошник носили только замужние женщины, а девушки носили головной убор, который назывался сорока – косынка с хвостом и двумя «крыльями», этакая старинная бандана.

В разных российских губерниях характерные черты кокошника были различны. Так, в Владимирской, Костромской, Псковской, Нижегородской, Саратовской губерниях по форме кокошник напоминал стрелу. В Симбирской носили кокошник-полумесяц. А ещё были кокуй, златоглав, каблучок, наклон, рогачка.

Кокошник был своего рода оберегом и большой семейной ценностью, которая передавалась по наследству.

Красавицы на фото из коллекции Шабельских доносят до современного человека богатство и величие наших предков.

Заглянуть в прошлое всегда интересно, особенно, если о нём рассказывают очевидцы. Художники, создавшие 33 рисунка о жизни в России 1872 года , рисовали то, что видели собственными глазами, и это делает рисунки особо ценными и интересными.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Читайте также:  Новый термос начало эксплуатации

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Понева

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Читайте также:  Что приготовить из куриного филе на второе

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Русский народный костюм — это неотъемлемая часть нашего наследия, дошедшая до нас через сотни лет. Русский народный костюм должен быть у каждого кто считает себя русским.
Показать полностью…

Русское национальное сетевое СМИ нового поколения. Всё о русском народном костюме и рукоделии — женском народном костюме, мужском и детском костюме — история, выкройки, можно скачать схемы для вышивки русских народных рубах, фото, картинки и видеорепортажи, здесь всегда подскажут где можно купить наряд, где сшить русский национальный костюм.
Присоединяйтесь! А если пригласите друзей — признательности не будет границ

Статьи и книги о народных костюмах разных русских областей. История народного костюма, обрядовая одежда, головные уборы. Научные работы о народном костюме и многое другое.

Выражаем искреннюю благодарность всем людям и сообществам, которые делают перепост с нашей странички, дай Вам Бог! Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство запись закреплена

Открыт набор на восемнадцатый поток на вебкурс по старинной русской вышивке. А тем временем учащиеся предыдущих потоков уже любуются своими работами. С нами Екатеринбург, Нижний Новгород, Владивосток, Сургут, Краснодар, Хабаровск, Красноярск, Пермь, Новосибирск, Иркутск, Тюмень, Орёл, Уфа, Новокузнецк, Челябинск, Брянск и др.
Показать полностью…
Откройте для себя удивительный мир старинной вышивки вместе с Марианной Медведевой!

Дистанционный старинной русской вышивки состоит из 7-ми занятий, занятия будут проходить с ноября по март. Кроме изучения самих сценариев выполнения швов, на занятиях мы будем рассматривать вопросы, какие бывают как правило интересны тем, кто хочет изучить вышивку с этнографическим уклоном. Занятия могут быть полезны как тем, кто хочет научиться вышивать полотенца, рубахи, скатерти, как это делали в старину, так и тем, кто хочет украсить старинными узорами вещи, каких в старину не бывало.

Вебкурс представляет из себя:
— видеозаписи с теорией и практикой по каждому шву, доступные для просмотра в течение двух недель,
— фотографии подлинных старинных вещей, наших главных учителей,
— наборы схем,
— возможность задавать вопросы и получать своевременные ответы.

На отработку 1 занятия даётся две недели.

  • Записи сообщества
  • Поиск

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство запись закреплена

"Саян" — под этим именем существовало несколько типов женской одежды, различных по покрою и ткани, из которой они выполнялись.
1. Женская горничная одежда с широкими проймами и плечиками типа сарафана из черной шерстяной домашней ткани.
Показать полностью…
Саян шился из цельного полотнища ткани, перегнутого пополам по уточной нити. Боковые стороны его расширялись продольными клиньями. Округлый или прямоугольный вырез ворота саяна часто дополнялся нагруным разрезом. Проймы для рук делались широкими. Этот вид одежды известен под названием саян или "саянский сарафан" в 19-м веке в Курской губернии.

2. Женская горничная одежда в виде высокой юбки на пришивных лямках, надевавшейся через голову, из шерстяной домашней ткани, ситца или кумача. Саян шился из четырех — шести прямых полотнищ ткани. Лямки его выполнялись из той же ткани или тесьмы.

Застежка "саяна" располагалась впереди или на левом боку. Термин "саян" использовался для этого вида одежды в 19-20 вв. в Курской губернии и в Поречском уезде Смоленской губернии. В последней отмечались саяны "с лихом", украшавшиеся на груи шнуром и тесьмой, а на подоле — полосой плиса.

3. Юбка из четырех — шести полотнищ фабричного светло-голубого сукна, собиралась складками под обшивку на талии. По подолу она украшалась полосами белого и желтого позумента.

4. Женская одежда из фабричного сукна, состоявшая из двух предметов — юбки и жакета-кофты, шившейся в талию с подкройными грудью и спинкой. Этот вариант саяна отмечен в конце 19-начале 20-го века в Ростовской губернии.

И.И.Шангина, Н.Н.Соснина "Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия", 2006

Период создания:начало XX в.
Материал, техника:ткань льняная, ситец, плис, домашнее ткачество, шитье
Размер:ш.под.248,0; ш.пос.74,0; дл.70,0
Место создания:Дорогобужский уезд, д. Ушаково
Номер в Госкаталоге:20928321
Номер по ГИК (КП):смз/р 721
Инвентарный номер:Т-84

Местонахождение
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Руднянский исторический музей

Юбка-саян льняная, самотканая. Состоит из 5 полотнищ, собранных под пояс из черного ситца. Низ обшит черным плисом, выше от плиса полоса из черного ситца. Застежка спереди на пуговицу. Юбка соткана из нитей красного, зеленого, желтого, сиреневого, черного цвета.

Местонахождение
Муниципальное учреждение культуры "Унечский краеведческий музей"

Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение культуры "Белгородский государственный музей народной культуры"

Местонахождение
Суджанский краеведческий музей — филиал ОБУК "Курский областной краеведческий музей"

Читайте также:  Перешить шубу из енота фото

Местонахождение
Суджанский краеведческий музей — филиал ОБУК "Курский областной краеведческий музей"

Сарафан сатиновый. Первая половина 20 века.Косоклинный бордового цвета.Верх сарафана и бретели отделаны атласной лентой розового цвета.

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство запись закреплена
Кружевоплетение на коклюшках

Известно, что до революции в России выплеталось и распродавалось до миллиона аршин в год мерного кружева, сплетённого вручную. А в наши дни?

Какое кружево вы чаще всего плетёте? Штучное или мерное?

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство запись закреплена
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство запись закреплена
Курсы русской вышивки | Санкт-Петербург Вебкурс

Открыт набор на двадцатый поток на вебкурс по старинной русской вышивке. А тем временем учащиеся предыдущих потоков уже любуются своими работами. С нами Екатеринбург, Нижний Новгород, Владивосток, Сургут, Краснодар, Хабаровск, Красноярск, Пермь, Новосибирск, Иркутск, Тюмень, Орёл, Уфа, Новокузнецк, Челябинск, Брянск и др.
Показать полностью…
Откройте для себя удивительный мир старинной вышивки вместе с Марианной Медведевой!

Дистанционный старинной русской вышивки состоит из 7-ми занятий, занятия будут проходить с февраля по июнь. Кроме изучения самих сценариев выполнения швов, на занятиях мы будем рассматривать вопросы, какие бывают как правило интересны тем, кто хочет изучить вышивку с этнографическим уклоном. Занятия могут быть полезны как тем, кто хочет научиться вышивать полотенца, рубахи, скатерти, как это делали в старину, так и тем, кто хочет украсить старинными узорами вещи, каких в старину не бывало.

Вебкурс представляет из себя:
— видеозаписи с теорией и практикой по каждому шву, доступные для просмотра в течение двух недель,
— фотографии подлинных старинных вещей, наших главных учителей,
— наборы схем,
— возможность задавать вопросы и получать своевременные ответы.

На отработку 1 занятия даётся две недели.

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство запись закреплена
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство запись закреплена
Кружевоплетение на коклюшках

═════════Кружево в русской словесности═════════

"Всю неделю, до субботы,
Плела девка кружева,
Истомилася работой, —
Показать полностью…
Эх, просто чуть жива! "

"Бабушка, сидя под окном, быстро плела кружева, весело щелкали коклюшки, золотым ежом блестела на вешнем солнце подушка, густо усеянная медными булавками. И сама бабушка, точно из меди лита, — неизменна! "

"И открывала предо мною еще кусок своей жизни:
— Я ведь тоже сиротой росла, матушка моя бобылка была, увечный человек; еще в девушках ее барин напугал. Она ночью со страха выкинулась из окна да бок себе и перебила, плечо ушибла тоже, с того у нее рука правая, самонужная, отсохла, а была она, матушка, знатная кружевница. Ну, стала она, барам ненадобна, и дали они ей вольную, — живи-де, как сама знаешь, — а как без руки-то жить? Вот она и пошла по миру, за милостью к людям, а в та́ пора люди-то богаче жили, добрее были, — славные балахонские плотники да кружевницы, — всё напоказ народ! Ходим, бывало, мы с ней, с матушкой, зимой-осенью по городу, а как Гаврило архангел мечом взмахнет, зиму отгонит, весна землю обымет, — так мы подальше, куда глаза поведут. В Муроме бывали, и в Юрьевце, и по Волге вверх, и по тихой Оке. Весной-то да летом хорошо по земле ходить, земля ласковая, трава бархатная; пресвятая богородица цветами осыпала поля, тут тебе радость, тут ли сердцу простор! А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту, — голосок у ней не силен был, а звонок — и всё кругом будто задремлет, не шелохнется, слушает ее. Хорошо было Христа ради жить! А как минуло мне девять лет, зазорно стало матушке по миру водить меня, застыдилась она и осела на Балахне; кувыркается по улицам из дома в дом, а на праздниках — по церковным папертям собирает. А я дома сижу, учусь кружева плести, тороплюсь-учусь, хочется скорее помочь матушке-то; бывало, не удается чего, — слезы лью. В два года с маленьким, гляди-ка ты, научилась делу, да и в славу по городу вошла: чуть кому хорошая работа нужна, сейчас к нам; ну-ка, Акуля, встряхни коклюшки! А я и рада, мне праздник! Конечно, не мое мастерство, а матушкин указ. Она хоть я об одной руке, сама-то не работница, так ведь показать умела. А хороший указчик дороже десяти работников. Ну, тут загордилась я: ты, мол, матушка, бросай по миру собирать, теперь я тебя одна-сама прокормлю! А она мне: «Молчи-ка знай, это тебе на приданое копится». Тут вскоре и дедушка насунулся, заметный парень был: двадцать два года, а уж водолив! Высмотрела меня мать его, видит: работница я, нищего человека дочь, значит смирной буду, н-ну. А была она калашница и злой души баба, не тем будь помянута. Эхма, что нам про злых вспоминать? Господь и сам их видит; он их видит, а беси любят.
И она смеется сердечным смешком, нос ее дрожит уморительно, а глаза, задумчиво светясь, ласкают меня, говоря обо всем еще понятнее, чем слова."

Ссылка на основную публикацию
Распродажа пуховики женские зимние финские шведские канадские
НАСЛАДИТЕСЬ ТЕПЛОМ, ЛЕГКОСТЬЮ И ЧИСТОТОЙ ПУХОВИКОВ JOUTSEN, СОЗДАННЫХ ЛУЧШИМИ ДИЗАЙНЕРАМИ И ТЕХНОЛОГАМИ В ФИНЛЯНДИИ. МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ ПУХОВИКИ ДЛЯ СУРОВЫХ...
Пудра макс фактор фейсфинити оттенки
Данный товар недоступен для доставки в Ваш регион Ваша экономия 426 ₽ Мы всегда стремимся к лучшему, чтобы радовать своих...
Пудра флер оттенки фото
Каждая девушка стремится создать идеальный образ. Немаловажную роль играет не только безупречно подобранный гардероб и стильные аксессуары, но и ухоженная...
Рассказ леночка елена пономаренко
Тексты для чтения прозы и поэзии на всероссийском конкурсе "Живая классика" Рассказ Анатолия Приставкина «Фотографии» «Мы жили далеко от дома,...
Adblock detector