Факторы влияющие на формирование речевого этикета

Факторы влияющие на формирование речевого этикета

Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка.

Специфика нынешнего состояния языковой ситуации в России в том, что подавляющее большинство изменений в языке связано с изменениями в обществе, точнее, основные изменения в языке и общении являются прямым следствием общественных изменений. Современная языковая ситуация в России предоставляет в распоряжение исследователя богатые возможности для того, чтобы выявить и описать социальные факторы и процессы, формирующие на современном этапе развития основные направления изменений в русском языке

Основными социальными факторами, определяющими на настоящий момент развитие и изменения в русском языке, являются следующие.

Современное российское общество — это общество, в котором реально осуществлены принципы политической свободы.

Исчезла жесткая регламентация жизни членов общества со стороны государства, административно-командной системы. Мышление и политическая деятельность человека раскрепощены, существуют возможности для самостоятельной и независимой общественной и политической деятельности всех членов общества. Все слои общества получили возможность активно проявить себя в политических организациях, в рыночных отношениях, люди проявляют активность в общественной жизни. Это проявляется в активизации политического дискурса, развитии полемических форм диалога, плюрализации коммуникативного поведения людей, возрастании роли публичной и вообще устной речи, существенных изменениях в языке публицистики и многом другом.

С другой стороны, подавленная ранее тоталитарным государством активность большинства членов общества в период реформирования страны нашла взрывной выход, что привело к выбросу не только активности (деловой и политической), но и к выбросу у части общества агрессивности и грубости. Сдерживавшаяся ранее активность многих членов общества выплеснулась наружу, в том числе и в форме агрессивности, грубости, вызывающего, неконтролируемого поведения.

Другим поводом для выброса агрессивности в современном российском обществе оказался возникший страх перед рынком, утрата людьми чувства тотальной пожизненной государственной защищенности, боязнь безработицы, нехватка средств к существованию. В сфере языка это проявляется в росте агрессивности диалога, увеличении удельного веса оценочной лексики в речи, росте вульгарного и нецензурного словоупотребления, жаргонизации речи отдельных слоев населения и т.д. Следует также отметить, что агрессивизация общения может быть в немалой степени объяснена логическим смешением в сознании значительной части российского общества двух традиционно трудных для дифференциации русским сознанием понятий:свобода и воля. Свобода (‘делай, что хочешь, но не мешай при этом другим’) смешивается с волей (‘делай, что хочешь’). В силу этого реализация свободы приобретает у отдельных лиц форму анархического игнорирования прав и свобод других членов общества, что характерно для молодой демократии. В общении это ведет к снижению культуры речи, игнорированию правил речевого этикета, проявлениям грубости и вульгарности в общении и поведении.

Свобода слова стала наиболее заметной политической реальностью в современном российском обществе. Ликвидация цензуры, реальный политический плюрализм, расширение доступа людей к информации, независимость средств массовой информации, разнообразие печатной продукции, радио и телепрограмм в стране, расширение прямого эфира на радио и телевидении, возвращение ранее запрещенных авторов в научный и культурный обиход — несомненные приметы сегодняшней России.

В языковом плане это приводит к значительному расширению тематики устного общения, расширению активного словарного запаса значительного круга людей, совершенствованию навыков неподготовленной устной речи, ускоренному развитию устной формы существования языка, расширению функций устной и разговорной речи.

Изменения затрагивают и письменную публицистику — она тоже становится более разговорной, эмоциональной, раскованной. Сокращается объем письменного межличностного общения, предпочтение отдается устным формам. Это, кстати, приводит к снижению уровня владения людьми монологической речью — при том, что потребность во владении монологом, особенно публичным, возрастает.

В условиях свободы слова значительно расширился доступ людей к информации. Расширение доступа к информации приводит к увеличению словарного запаса людей во всех возрастных категориях (хотя, как показывают исследования, многие новые слова, особенно иностранного происхождения, пополняющие словарный запас людей, понимаются ими неточно или даже ошибочно).

Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий свобода слова (‘говори, что хочешь’) с понятием свобода речи (‘говори, как хочешь’), что, разумеется, не одно и то же. Подобное смешение, существующее в настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и прежде всего — в сфере культуры речи и культуры общения.

Возросла частотность употребления людьми грубой и нецензурной лексики, в определенных социальных слоях формируется привыкание к подобной лексике, и она утрачивает характер табуированной, что не может не вызывать беспокойства. Резко упала культура речи и общая культура работников средств печати, радио и телевидения. В прямом эфире допускаются многочисленные речевые ошибки, грубые отклонения от норм культуры речи. Ставшее модным раскованное поведение в эфире в языковом плане приводит к повышенной громкости, убыстренному темпу речи, повышенной напряженности артикуляции и чрезмерной эмоциональности диалога со зрителем, а также нередко к использованию ненормативной лексики, рискованных речевых эпитетов и метафор, сомнительных речевых приемов поддержания внимания.

Политический плюрализм в обществе, демократизация общественно-политической жизни в стране, реальная политическая борьба партий и отдельных кандидатов на выборах в органы власти различных уровней — примета сегодняшней обстановки в стране. Это приводит к существенному обновлению, пополнению и структурной перестройке политического лексикона в русском языке, и в конечном итоге — к формированию особого подъязыка — подъязыка политической деятельности, причем этот подъязык в нынешних условиях формируется и развивается по плюралистической модели: вырабатывается особый политический язык тех или иных партий, организаций и отдельных политических деятелей. Возникает также политический жаргон.

Развитие в стране рыночной экономики приводит к появлению новых сфер экономической и финансовой деятельности, возникновению новых и восстановлению старых, дореволюционных учреждений. Возникают понятия, характеризующие различные аспекты рыночных отношений, что приводит к активному заимствованию современной рыночной терминологии, активизации историзмов, активным семантическим процессам в лексике.

Открытость российского общества связана прежде всего с развитием широких контактов россиян с зарубежными странами. В настоящее время в стране работает множество иностранных фирм, большое количество зарубежных специалистов; значительно упростился выезд российский граждан за рубеж; открыт доступ к зарубежной книжной продукции, публицистике, кино и видеопродукции, интернету; значительно выросли возможности личных контактов россиян с зарубежными гражданами — для российских граждан стал возможен зарубежный отдых, свободное общение с иностранцами в своей стране и за рубежом, учеба и стажировка в зарубежных странах.

Открытость общества приводит к значительному расширению кругозора и объема знаний россиян, к значительному улучшению знаний в области иностранных языков. В стране быстро и резко возрастает число граждан (особенно молодых), свободно или уверенно владеющих иностранными языками, причем прежде всего — в устной форме. Увеличилось число надписей на иностранном языке, иностранной литературы, газет и технической документации. Резко увеличилось число иноязычных заимствований в русском языке, особенно из английского языка. Иностранная киновидеопродукция, контакты с иностранными гражданами приводят к заимствованию некоторых оборотов речи, ранее несвойственных русской коммуникации — типа окей

— В российском обществе произошла смена коммуникативной парадигмы, то есть доминирующего в общественной практике типа общения. На смену монологической коммуникативной парадигме тоталитарного общества (‘один говорит, все слушают и выполняют’) пришла диалогическая парадигма плюралистического общества. Смена коммуникативной парадигмы является следствием смены общественно-политической парадигмы. В отличие от последней, смена коммуникативной парадигмы в российском обществе завершена.

Читайте также:  Пошлые прозвища для парня

Наиболее заметными последствиями смены коммуникативной парадигмы в обществе являются несколько взаимосвязанных друг с другом процессов, возникших в русском языке. Эти процессы таковы: орализация общения; диалогизация общения; плюрализация общения; персонификация общения.

Пополнение лексического состава русского языка происходит преимущественно за счет заимствований и устойчивых словосочетаний.

Основные изменения в русском дискурсе связаны с появлением и быстрым развитием рекламного и коммерческого дискурса, исчезновением тоталитарного дискурса, радикальными изменениями в публицистическом и политическом дискурсах. Существенные изменения затрагивают русский бытовой дискурс, который стал диалогичнее, эмоциональнее, экспрессивнее и оценочнее, стал допускать более широкое использование единиц сниженных стилистических разрядов.

Интенсивные процессы происходят во второстепенных формах существования языка — жаргонах. Жаргоны (молодежный, музыкантский, уголовный) активизируются в структуре общения, возникают новые жаргоны — коммерческий, компьютерный.


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ,
принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

Границы явления речевого этикета.В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, сформулированные Г.П.Грайсом (1975), которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся: постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований), количества (сообщение не должно быть ни слишком кратким, ни слишком пространным), отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата) и способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.). Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу. Другие важные требования – например, постулаты вежливости (всякое сообщение должно быть вежливым, тактичным и т.д.) – не включаются Грайсом в число основополагающих, поскольку задачей сообщения считается эффективная передача информации.

Повседневная языковая практика и норма в речевом этикете.Специфика речевого этикета в том, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму. Действительно, элементы речевого этикета присутствуют в повседневной практике любого носителя языка (в том числе и слабо владеющего нормой), который легко опознает эти формулы в потоке речи и ожидает от собеседника их употребления в определенных ситуациях. Элементы речевого этикета усваиваются настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей. Незнание же требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому человеку на Ты) воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.

С другой стороны, речевой этикет может рассматриваться с точки зрения языковой нормы. Так, представление о правильной, культурной, нормированной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. Например, каждому носителю языка известны формулы извинения за неловкость; однако нормой приветствуются одни (Извините меня, Прошу прощения) – и отвергаются или не рекомендуются другие, например, Извиняюсь (причем иногда подобному разграничению даются «обоснования» вроде: нельзя извинять себя, можно только просить извинения у других и пр.). Само употребление или неупотребление единиц речевого этикета также может быть предметом нормализации, например: формулы извинения уместны в случае, если говорящий причиняет беспокойство своему собеседнику, однако слишком часто извиняться не следует, так как этим собеседник ставится в неловкое положение и пр. Кроме того, нарушение норм и правил литературного языка, особенно если оно выглядит как небрежность, само по себе может рассматриваться как нарушение речевого этикета.

Речевой этикет и речевая ситуация.Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты— и Вы-форм в общении. Общий принцип состоит в том, чтоВы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной и/или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.

Социальная дифференциация явлений речевого этикета.Явления речевого этикета различаются в зависимости от социального статуса участников коммуникации. Эти различия проявляются в нескольких планах.

Прежде всего, различные единицы речевого этикета употребляются в зависимости от социальных ролей, которые принимают на себя участники коммуникации. Здесь важны как социальные роли сами по себе, так и их соотносительное положение в общественной иерархии. При общении между двумя студентами; между студентом и преподавателем; между начальником и подчиненным; между супругами; между родителями и детьми – в каждом отдельном случае этикетные требования могут быть очень разными. Одни единицы сменяются другими, функционально однородными, но противопоставленными стилистически. Так, в перечисленных ситуациях могут быть уместны разные формулы приветствия: Привет, Здравствуй, Здравствуйте, Здравствуйте, Иван Иванович. Другие единицы речевого этикета в одних случаях являются обязательными, в других – факультативными. Например, при звонке по телефону в неурочное время необходимо извиниться за беспокойство, просто при звонке по телефону извиняться не следует, однако, если к телефону подходит не адресат звонка, а посторонний человек, особенно если он старше, будет также уместным извиниться за беспокойство и т.д.

Непристойные и шокирующие слова и выражения.Запреты на употребление непристойных и шокирующих слов и выражений могут сочетаться с рекомендациями или предписаниями заменять их эвфемизмами (см. также ЭВФЕМИЗМ). Это касается собственно непристойных слов и выражений и тех, что слишком прямо называют предметы и явления, говорить о которых прямо в данной культуре не принято. Одни и те же выражения могут считаться запретными в одних коллективах и допустимыми в других. В одном и том же коллективе может считаться допустимым или по крайней мере простительным употребление бранных слов; однако строгость запрета резко возрастает в присутствии женщин, детей и пр.

Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым — и т.д. и т.п. Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности"

Читайте также:  Муранское стекло своими руками

. Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга — и при этом всегда несут важную информацию: свой — чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий — нижестоящий, далекий — близкий, знакомый — незнакомый, желанный — нежеланный и т.д. Вот такая сценка уже из наших времен, описанная в журнале «Вокруг света», может показаться интересной: «Издали слышен клаксон, среди гуляющих заметно волнение.

Приближается большой лимузин. На одном из крыльев трепещет красный, с фиолетовым оттенком флаг с красным же крестом на белом фоне. Все вокруг приседают, а затем садятся на обочине со скрещенными ногами. На заднем сиденье лимузина виднеется массивная фигура — король Тубоу IV. Его положено приветствовать, усевшись со сложенными ладонями. Это не просто обычай, это закон, соблюдение которого строго проверяется местными полицейскими. И точно так же рядовые жители Тонга приветствуют аристократов». Таков этикетный знак приветствия короля на Тонга. А если ты так не приветствуешь его, значит, ты — чужой, принадлежишь другому обществу, другой нации. Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е. Гольдина «Речь и этикет», уже упомянутая ранее. "Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде — все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях." Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения". Н.И.Формановская дает такое определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности”.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации. Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л.А. Введенская так определяет эти факторы: Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы: 1.) речевые формулы для начала общения , 2.) речевые формулы применяемые в процессе общения, 3.) речевые формулы для окончания общения. Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений — "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе. Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

Познание экономической науки происходит через познание ее категорий. Экономическая категория— это теоретическое выражение экономических явлений.Экономические категории — это логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества. Категории представляют собой обобщения, раскрывающие экономические явления и процессы, а также научные абстракции, выражающие экономические отношения.

Используя разнообразные научные методы, теория выявляет и описывает с помощью категорий повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений, которые получили названиеэкономических законов. Экономические законы существуют в реальном хозяйстве вне зависимости от того, открыты они исследователями или нет. В этом смысле экономические законы существуют объективно и не могут быть изменены не только по воле ученого, но и путем законодательной деятельности государства, решений отдельных фирм и людей. Субъективная сторона экономических законов заключается в том, что абсолютная истина не известна никому. Действующие в хозяйстве взаимосвязи должны быть найдены учеными. И здесь возможны ошибки, неточности, недостаточно полное понимание законов, искаженная их трактовка.

Таким образом, экономические законы по своему характеру объективны в той мере, в которой они действуют в экономике, и субъективны, как ограниченно точное осознание реальности учёными.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под наукой, объектом и предметом ее исследования? Каковы объект и предмет исследования экономической науки?

2. В чем состоят различия между фундаментальным и прикладным экономическим анализом?

3. Что представляет собой метод исследования? Какие группы методов образуют методологию экономической науки?

4. Какие методы относятся к общенаучным? В чем состоит суть каждого метода?

5. Какие методы относятся к специальным? В чем состоит суть каждого метода?

6. Какова роль экономической теории в системе экономических наук?

7. Какие самостоятельные разделы выделены в современной экономической теории? Каково их основное содержание?

8. Что понимается под функциями науки? Какие функции выполняет экономическая теория?

9. Что понимается под терминами «экономическая категория», «экономический закон»?

Базовый учебник: Курс экономической теории: Учебник / М. Н. Чепурин [и др.] – Киров: АСА – Раздел 1, главы 1,2

Тема 1. Речевой этикет и факторы, определяющие его формирование. Психология коммуникации

1. Понятия «этикет», «речевой этикет».

2. Формулы речевого этикета.

3. Национальная специфика речевого этикета.

4. Обращение в русском речевом этикете.

5. Основные типы коммуникабельности людей.

6. Теория эго-состояний.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. С. 139 – 163.

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2004. С. 174 – 188.

3. Культура русской речи / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 2003. С. 90 – 93.

1.Этикетпредставляет собой совокупность принятых пра­вил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Наряду с этим словом используют слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учиты­ваются и в других сферах деловых отношений. В деловых кругах все большее распространение, особенно в послед­нее время, получает деловой этикет, предусматривающий соблюдение норм по­ведения и общения.

Д.Ягер в книге «Деловой этикет» сформулировала основные принципы делового этикета:

1. Делайте все вовремя.

2. Не болтайте лишнего.

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

4. Думайте о других, а не только о себе.

5. Одевайтесь как положено.

6. Говорите и пишите хорошим языком.

Речевой этикет– разработанные правила речевого поведения, система ре­чевых формул общения.

Особенности речево­го этикета:

– степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.

– владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

– знание правил речевого этикета, их соблюдение позволя­ет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно.

– соблюдение речевого этикета имеет воспи­тательное значение,способствует повышению как ре­чевой, так и общей культуры общества.

– следование правилам речевого этикета членами коллек­тива того или иного предприятия со­здает благоприятное впечатление, поддерживает поло­жительную репутациювсей организации.

Факторы, определяющие формирование речево­го этикета и его использование:

1. Особенности партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих де­ловой разговор: социальный статус субъекта и адресата общения, их место в служебной иерархии, их профессии, национальность, вероисповедание, возраст, пол, харак­тер.

2. Ситуация общения (презентация, конфе­ренция, симпозиум; совещание, на котором обсуждается экономическое, финансовое положение компании, пред­приятия; прием на работу или увольнение; консультация; юбилей фирмы и др.).

3. Национальная специфика (например, особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – ты и вы, ко­торые могут восприниматься как формы второго лица един­ственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отно­шений, от официальной/неофициальной обстановки).

2.Формулы речевого этикета: основные группы

Основу речевого этикета составляют речевые форму­лы, характер которых зависит от особенностей общения.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и зак­лючительную. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на три основные группы: 1) речевые форму­лы, относящиеся к началу общения; 2) речевые формулы, используемые в конце общения; 3) речевые формулы, ха­рактерные для основной части общения. Рассмотрим, что собой представляет каждая группа.

1. Начало общения.Если адресат незнаком субъек­ту речи, то общение начинается со знакомства.При этом оно может происходить непосредственно и опосредован­но. По правилам хорошего тона не принято вступать в раз­говор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Эти­кет предписывает следующие формулы:

Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

Я хотел бы. с вами (с тобой) познакомиться.

Позволь(те) с вами (с тобой ) познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему пред­ставиться, используются формулы:

Позвольте (разрешите) представиться.

Моя фамилия Колесников.

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на вре­мя встречи: Доброе утро!; Добрый день!; Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий существу­ют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: (Очень) рад вас видеть!; Добро пожаловать!; Мое почтение.

2. Конец общения.Когда разговор заканчивается, со­беседники используют формулы расставания, прекраще­нияобщения. Они выражают пожелание (Всего вам доб­рого (хорошего)! До свидания!); надежду на новую встречу (До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаем­ся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу); сомнение в возможности еще раз встретиться (Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом).

После приветствия обычно завязывается деловой раз­говор. Речевой этикет предусматривает несколько зачи­нов, которые обусловлены ситуацией.

Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздники, юби­леи предприятия и сотрудников; получение наград; откры­тие офиса, магазина; презентация; заключение договора, контракта и т. д.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависи­мости от обстановки (официальной, полуофициальной, нео­фициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение:Позвольте (разрешите) пригласить вас…;

Приходите на праздник (юбилей, встречу …), будем рады вас видеть;

Поздравление:Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления …; От име­ни (по поручению) … поздравляем…; Сердечно (горячо) поздравляю …

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убий­ством и другими событиями, приносящими несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование.Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования. Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (ис­кренние) соболезнования. Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, со­болезнование, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этике­та. Например, при подведении итогов работы, при опре­делении результатов распродажи товаров или участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может по­явиться необходимость дать совет, высказать предложе­ние, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведем речевые клише, которые используются в дан­ных ситуациях.

Выражение благодарности:Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Нико­лаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) орга­низованную выставку; Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам за …

Замечание, предупреждение:Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание) …; К (большому) сожале­нию (огорчению), должен (вынужден) сделать замеча­ние (вынести порицание) …

Нередко люди, особенно наделенные властью, счита­ют необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме: Все (вы) обязаны (долж­ны) …; Категорически (настойчиво) советую (пред­лагаю) сделать …

Советы, предложения, высказанные в такой форме, по­хожи на приказание или распоряжение и не всегда рож­дают желание следовать им, особенно если разговор про­исходит между сослуживцами одного ранга.

Обращение с просьбойдолжно быть деликатным, пре­дельно вежливым, но без излишнего заискивания: Сделай­те одолжение, выполните (мою) просьбу …; Не сочти­те за труд, пожалуйста, отнесите …

Согласие, разрешениеформулируется следующим об­разом:

(Сейчас, незамедлительно) будет сделано (вы­полнено).

Согласен, поступайте (делайте) так, как вы счи­таете.

При отказеиспользуются выражения:

(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

Простите, номы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.

Я вынужден запретить (отказать, не разре­шить).

Немаловажным компонентом речевого этикета являет­ся комплимент.Тактично и вовремя сказанный, он под­нимает настроение у адресата, настраивает его на поло­жительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во вре­мя беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Комплимент относится к внешнему виду, свидетель­ствует об отличных профессиональных способностях ад­ресата, его высокой нравственности, дает общую положи­тельную оценку.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 263 | Нарушение авторских прав

Читайте также:

  1. A) Психология
  2. III. Медицинская психология; лечение психических расстройств; организация психиатрической помощи.
  3. III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  4. А.Р. ЛУРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА
  5. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Электронный ресурс].
  6. Азаққа психология керек пе? Атты тақырыпқа мақала жазыңыз
  7. азіргі кездегі психология ғылымының дамуы жөнінде.Эссе жазыңыз
  8. АНАЛИЗ ТИПОВ КОММУНИКАЦИИ
  9. Анализ устно-речевой деловой коммуникации в сфере сервиса
  10. Аналитическая психология К. Юнга
Ссылка на основную публикацию
Уход за перчатками из натуральной кожи
Перчатки из кожи – это стильно, удобно и элегантно. К тому же практично — они могут носиться не один год....
Укол молодости для лица
Инъекции с лифтинговым эффектом – это современные процедуры, позволяющие вернуть молодость лицу и телу. Они отлично справляются с коррекцией возрастных...
Уколы в губы для увеличения
По многочисленным примерам на фото и видео показано, как действует гиалуроновая кислота, вколотая в губы, поэтому не составит труда сравнить,...
Уход за руками и ногами
Текст: Евгения Багма Женская красота — не только природный дар. Для создания красивого и притягательного образа очень важна ухоженность женщины,...
Adblock detector