Чукотский народный костюм

Чукотский народный костюм

Категория: Вокруг Света

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 8 969, фото: 9 | QR код страницы

Чукотская мужская зимняя одежда настолько практична, что она распространилась между всеми соседними племенами и купленные у чукчей меховые рубахи и балахоны вывозятся в Якутск и дальше. Вся она шьется из пыжика т. е. подросшего теленка, убитого осенью более или менее поздно.

Шкура взрослого оленя чукчами на одежду не употребляется, так как она тяжелее, грубее волосом и менее красива цветом, хотя якуты часто носят кафтаны и зимние рубахи из таких шкур. Ламуты также шьют из таких шкур верхние кафтаны, которые надевают поверх остального платья в самое холодное время года. Одежда взрослого чукчи состоит из двойной меховой рубахи, таких-же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и двойной шапки в виде женского капора. Вся внутренняя одежда надевается шерстью внутрь, а наружная шерстью наружу, так что обе одежды, сложенные мездрой, плотно прикасаются друг к другу и составляют непроницаемый щит против мороза. Благодаря мягкости оленьей шерсти чукотскую одежду можно без особенного неудобства носить без белья, чего нельзя сказать ни о ламутских, ни о якутских кафтанах.

Чукотская меховая рубаха (ирын, по русски кукашка) очень широка, с рукавами, просторными у плеча и съуживающимися к кисти. Благодаря такому покрою чукча имеет возможность, выдернув руки из рукавов и сложив их на груди, принимать в своей меховои рубахе наиболее удобное положение, и пастухи, спящие зимой у стада, совсем спрячутся с головой в кукашку, затыкая отверстие ворота шапкой, если впрочем они не опасаются за безопасность стада (напр. если караульщиков двое и они спят по очереди). Зато кукашка не длинна, обыкновенно короче колен и только старики носят ее длиннее.

Ворот кукашки вырезан довольно низко и обшит кожей, с пропущенным внутрь шнурком. По объяснению чукчей этот шнурок существует изстари для потребностей борьбы, а именно для того, чтобы непрочная шкура пыжика не рвалась при хватании за шиворот. Снизу кукашка опушена узкой опушкой аттыскан, обыкновенно из собачьего меха, но щеголи заменяют ее полосками меха выдры или россомахи. Одна из кукашек, по желанию нижняя или верхняя, шьется из более тонкого и легкого, снятого раньше пыжика, а другая из плотного осеннего. Что касается цвета пыжика, то для мужской одежды вообще чукчи оленные считают самым нарядным белый цвет, русские покупатели пыжиковых шкур — гладкий темно-коричневый, который называется черным, а приморские чукчи темно-коричневый с редкими белыми пятнами, так называемый пестрый.

В виде украшений к спине и рукавам кукашки пришивают так называемый пенакалгын, длинную кисть, сшитую из кусочков шкурки молодого тюленя и окрашенную в ярко-пунсовый цвет. Собственно говоря украшение это принадлежит женской одежде больше, чем мужской и тундрено-тунгузской более, чем чукотской, но любопытно отметить здесь, что тунгусы, не занимающиеся охотой на тюленя, покупают обрезки тюленьей шкуры у чукчанок, но зато тунгузские женщины продают чукчанкам готовые кисти, так как эти последние не умеют красить тюленью шкуру так ярко.

Штаны конегте шьются чаще всего из камусов, т. е. из крепких и гладких кусков шкуры, содранной с оленьих ног, а в самое холодное время из пушистого пыжик. Камусовые штаны подбираются так, чтобы направление прилегания шерсти было сверху вниз, так как при этом снег скатывается и человеку, целый день пробродившему по сугробам стоит только отряхнуться, чтобы его ноги были чисты. Чукотские штаны шьются без пояса и достигают только до средины живота, вокруг которого они плотно стягиваются шнурком; к ладыжке они узки и затягиваются поверх обуви, пропущенной внутрь, при помощи очень крепких и тугих шнурков. Это практичное расположение делает обувь совершенно непроницаемой для снега, чего вовсе нельзя сказать о ламутской или якутской обуви.

Обувь чукотская состоит из очень коротких сапог, тоже сшитых из камуса и имеющих удобный полукруглый покрой, нисколько не стесняющий ноги, обутой в толстый чулок. Подошва сшивается из так называемых оленьих щеток — чечот, небольших кусочков очень жесткой шкуры, покрывающей подошву оленьей стопы между передними и задними копытами. Шерсть, покрывающая эту кожу, так жестка, что с трудом стирается даже при ходьбе. Русские называют обувь с такими подошвами щеткари (по чукотски чечо-плакыт). Осенью и весной щетки заменяются подошвой, вырезанной из моржовой, лахтачиной, реже коровьей шкуры (только на стойбищах, ближайших к русским). Вся эта одежда, прилаженная как следует, составляет одинаково надежную защиту от холода и снега и вместе с тем так легка, что пастух, одетый в нее, может без всякого труда целый день бегать за стадом. Вообще пыжиковая шкура так легка, что путешественник, надевающий поверх обыкновенной одежды еще очень длинный меховой балахон, не чувствует своих движений стесненными и может при желании пройти полверсты или версту пешком, что при продолжительных переездах во время сильных морозов очень важно для возобновления запаса теплоты. Поэтому предположение Миддендорфа, что хорошая баранья шуба, в конце концов, оказалась бы предпочтительнее оленьей шкуры, должно быть сочтено недоразумением.

Тем не менее, для быстрого бега на лыжах и для верховой езды на оленях одежда чукотского пастуха пригодна не вполне, именно вследствие своей плотности, которая стесняет гибкость движений тела. Поэтому ламутские охотники надевают чукотскую одежду только при езде на нарте зимой, а возвращаясь к своему седлу опять надевают свой кафтан и передник. Чукчи впрочем насмехаются над ламутским кафтаном и говорят, что он весь в щелях, распахнут настежь (аанкы варкын), так как действительно сквозь многочисленные спайки его легко проникает холод; но и ламутский костюм, также как и чукотский для своих целей очень практичен и представляет продукт долгого и детального приспособления. Поэтому, между прочим, мнение Серошевского, который называет тунгусский кафтан простейшим видом одежды, кажется мне неосновательным. На выкройки представленные им И доказывающие, что тунгусский кафтан явственно возник из простой шкуры, наброшенной на плечи, я могу представить рисунки других кафтанов, сшитых в талию с таким искусством, которое предполагает большой навык в кройке. Мало того я видел женские ламутские костюмы, которые были снабжены сзади чем-то вроде турнюра, из жесткой лахтачной кожи для того, чтобы складки пол выглядели пышнее.

Чукотская шапка сшита из телячьего или пыжикового меха, из собачьих лап, также из лап выдры или россомахи. Зимою, отправляясь в дорогу, чукча надевает поверх обыкновенной шапки огромный капюшон, большей частью из волчьего меха, причем кожа с волчьей головы вместе с оттопыренными ушами, которые украшены красными ленточками, приходится на темени напоминая головной убор древних германских воинов. Впрочем такие капюшоны (чум-кыркы-кале — опушенная шапка) носят по преимуществу пожилые люди и женщины, тогда как молодые пастухи у стада напротив считают излишней даже обыкновенную шапку и вместо неё надевают вечоwкун, прикрывающий только уши и лоб и всю средину темени оставляющий открытою.

После продолжительной беготни на морозе открытая часть головы покрывается густыми хлопьями инея и становится совершенно похожей на белый мех.

Женская чукотская одежда напротив отличается своей нерациональностью. Она представляет цельно сшитое платье (керкер по русски хоньбы), состоящее из широких штанов, соединенных с еще более широким низко вырезанным корсажем. И то и другое сшито из двойного пыжика, причем штаны так толсты и широки, что походка чукчанок приобретает совсем утиный, смешно переваливающийся вид. Корсаж вырезан двумя глубокими мысами на груди и на спине, и вырезы обшиты широкой полосой самого простого собачьего меха, большей частью составленной из двух вместе сшитых полосок разного цвета. К широким проймам плеч пришиты очень широкие и длинные рукава, похожие на рукава рясы и постоянно мешающие чукчанкам работать. Эта странная одежда имеет перехват в талии и поддерживается еще шнурками, стягивающими разрез на груди, но вся верхняя часть её сидит так свободно, что одного движения плеч достаточно, чтобы сбросить ее с одного плеча или совсем высвободить обе руки и всю верхнюю часть тела. Чукчанки, когда им нужно производить какую нибудь работу, особенно в согнутом положении, всегда начинают с того, что высвобождаются из корсажа и работают на морозе с голыми плечами или руками с такой непринужденностью, как будто они совсем неспособны чувствовать холод. Старухи вообще поднимают выше разрезы своего керкер и защищают шею шалью или просто полоской оленьей шкуры, но молодые пренебрегают этим и предоставляют ветру свободно продувать им шею и грудь.

Обувь чукчанок состоит из чулок, немного недостигающих колена, которые внизу сшиты из тонкого пыжика, но у икры состоит из толстой шкуры взрослого оленя, слегка остриженной, но все-таки придающей икрам несоответственную толщину. Меховые сапоги затягиваются у колен таким-же шнурком, как и у мужчин, но поверх штанов. Самым нарядным цветом для женской одежды считается темнокоричневый с пестриной у колен.

Читайте также:  Красивый циферблат для настенных часов

Женская шапка мало отличается от мужской. Точно также мужчины и женщины носят одинаковые рукавицы, сшитые из камусов, выкроенные рациональнее, чем русские или ламутские рукавицы, несмотря на внешнее тожество их формы.

У оленных чукчей в сущности нет особой летней одежды и они в течение летних месяцев носят ту-же меховую одежду, выбирая только самые потертые рубахи и штаны. Поэтому чукчи, зимою довольно нарядные, благодаря плотному и лоснящемуся меху своих кукашек, летом имеют очень поношенный вид. Зато обувь летняя отличается большим разнообразием. Она шьется большей частью из так называемой дымленины, т. е. оболочки наружного шатра рэттэм. Выбираются из неё, конечно, места наиболее плотные и бывшие долго вверху у дымового отверстия. Такие куски дымленины так прокопчены, что имеют почти черный цвет. Они почти совсем лишены шерсти и промокают сравнительно не так скоро, и кроме того имеют незаменимое свойство: высыхая после дождя не коробятся, между тем как мездра всякой другой шкуры, смоченная дождем, после высыхания сморщивается и твердеет как дерево.

Из этой дымленины делают очень крепкие сапоги, которые надеваются прямо на босую ногу. Подошвы их, сшитые из лахтака, нарочно прокалываются шилом для того, чтобы вода, набираясь в эти сапоги, вытекала так-же быстро. После того, при переходе на сухую почву, такие сапоги высыхают чрезвычайно быстро, хотя впрочем владелец обращает на это мало внимания. В конце апреля и в начал е мая, когда снег еще не совсем сошел с почвы, вместо этих сапог употребляются другие, более теплые, обыкновенно с верхами из старых камусов и головками из тюленьей шкуры, сохранившей шерсть. При ходьбе, по мокрому снегу такая обувь скоро портится и требует частой починки. Приморские чукчи сбивают с тюленьей шкуры шерсть и выделывают кожу с ворванью, что придаёт ей почти полную непромокаемость, но оленным чукчам это искусство неизвестно и они только изредка могут покупать сапоги из такой кожи у приморских промышленников или у русских поречан.

Некоторые чукчи впрочем делают себе летнюю одежду из более толстой дымленины, в особенности штаны, когорые летом при ходьбе по болотам портятся и рвутся так-же скоро, как и обувь.

Зимняя верхняя одежда чукчей состоит из широких и длинных балахонов wyтычhын, снабженных большим капюшоном, который часто опушается волчьим мехом. В настоящее время чаще всего эти балахоны шьются из пестрых тканей русского и американского привоза, у богатых из красного сукна, из пестрых байковых одеял, из полос пестрых платков, из цветного ситца. Чукчи все ткани, покупаемые ими, употребляют именно на эти балахоны, так как они совершенно не носят рубах или какого-нибудь иного белья. Кроме тканей такие балахоны делаются также из мягко выделанной остриженной шкуры взрослого оленя или из замши, окрашенной в желтый цвет посредством охры чэрычэр. Нижнеколымские русские заимствовали от чукчей привычку носить такие же замшевые или матерчатые балахоны (камлейки), но любимый их цвет черный, и они употребляют черный ластик, люстрин или другую материю того же рода.

Чукчанки напротив не носят балахонов из материи и шьют свою верхнюю одежду из летней шкуры взрослого оленя, очень тонкошерстной, мягко выделаной и окрашенной в красивый красный цвет при помощи настоя ольхи. Женская камлейка (кэмlilун) широка и коротка, она увешана вокруг пояса бахромой из ровдуги (замши), а на спине украшена клочками волос и вышивками, которые имеют отношение к различным летним праздникам. Эта одежда кроме защиты от ненастья имеет обрядовое значение, так как женщина, собираясь участвовать в различных праздниках в качестве ветаlын, должна непременно надевать кэмlilун. Зато почти все женщины повязывают теперь голову пестрым платком, подражая в этом русским пли ламутским соседкам. Конечно зимою платки уступают место шапке. Кроме того женщины, желая щегольнуть, покрывают плечи цветною бумажною шалью, очень плохого качества, а мужчины повязывают шеи небольшим бумажным же шарфом (эjны-кэмlil т. е. ошейник).

Детская одежда чукчей отличается такой же рациональностью, как и мужская одежда. Грудные дети завязываются в меховой мешок, выложенный внутри самой мягкой телячьей шкуркой с четырьмя глухими разветвлениями для рук и ног. Снизу мешок открыт и к нему пристегивается широкий клапан, макы, составляющий необходимую часть детского костюма до 6—8 летнего возраста. Голова ребенка скрывается в огромном капюшоне, а лицо по желанию может задергиваться меховым передником. Вместо белья под ребенка подкладывают слой мху, перемешанного с оленьей шерстью. Несколько раз в день чрез отверстие макы этот слой извлекают и заменяют новым. Это является чрезвычайно гигиеничным способом, так как такая подстилка очень гигроскопична и у каждой матери находится под руками. Поэтому такой способ обращения с младенцами принят всеми племенами северо-востока, не исключая и русских.

Когда дети начинают ходить, их одевают в каlке-кер «цельно (сшитое) платье», — который облекает все тело и оканчивается капюшоном, пришитым сзади к вороту; сзади костюм снабжен клапаном, а рукава наглухо зашиты на концах, но снабжены прорезами сбоку, куда ребенок при желании может просовывать руки. Маленькие дети с развязавшимся клапаном, конец которого далеко волочится сзади, составляют одно из самых обычных зрелищ на чукотском стойбище. Ребенок, который носит такое платье, называется каlке-кеdaн и это служит обозначением известного возраста от трех до шести лет. Вместо этого говорят также lvмкыdaн — «в капюшоне» от lvм-kыlyм «капюшон». Любопытно указать, что между тем как взрослые чукчи никогда не пришивают капюшонов к своей меховой рубахе, смертная одежда мужчины тоже имеет капюшон, и покойника называют поэтому иногда тоже lvмкыdaн.

В летнее время для защиты от непогоды чукчи надевают укэнчит, балахон из весенней кожи оленя, очищенной от шерсти. Весенняя кожа оленя отличается тонкостью, так что балахон, сшитый из неё, очень легок, но за то после каждого дождя укэнчит сначала совершенно размокает, потом засыхает и съеживается в комок и для того, чтобы надеть, его нужно сначала слегка размочить.

Напротив того раттам-wутычhын — балахон, сшитый из той копченной дымленины, о которой я говорил выше, гораздо удобнее, но пастухи считают его несколько тяжелым для постоянных скитаний со стадом.

Для защиты от комаров чукчи иногда надевают мраноwкун, род замшевого очень глубокого капюшона с пришитой к нему пелериной, защищающей плечи. Зимою на тундре пожилые люди иногда покрывают головы и плечи такой же пелериной с капюшоном, сшитой из толстой шкуры взрослого оленя, заменяя ею большой волчий капор.

Основные виды традиционной одежды и предметов быта чукчей и эскимосов, их украшение

Чукчи и эскимосы носили одежды глухого покроя. Вся одежда делалась двойной, нижняя — мехом к телу и верхняя — мехом наружу. Покрой верхней и нижней одежды был одинаков.

Мужчины носили меховые штаны длиной до щиколоток, внизу штаны стягивались и завязывались при помощи ровдужных ремешков поверх голенищ сапог таким образом, чтобы снег не проникал в сапоги. Нижняя одежда из оленьего меха шерстью внутрь имела мездру, окрашенную настоем ольхи в оранжевый цвет. Рукава, ворот и низ оторачивали собачьим, волчьим или же росомашьим мехом. Нижнюю одежду носили также в качестве домашней и летней. В зимнее время поверх нижней надевали верхнюю одежду шерстью наружу, которая была немного короче нижней, поэтому опушка нижней выступала из-под верхней. Одежду подпоясывали поясом. Украшалась верхняя одежда кисточками из меха нерпы, окрашенного в красный или оранжевый цвет.

Покрой такой одежды очень прост, в виде рубахи: рукава широкие в пройме и сужаются к кистям рук (рис. 41).


41. Крой кухлянки

Верхняя рубаха, которая называется кухлянкою, делается и другого покроя за счет вшитых клиньев и полое (рис. 42).


42. Крой кухлянки

Женщины носили меховой комбинезон длиной до колен. Комбинезон имел глубокий вырез, поэтому его удобно было надевать через ворот. Вырез ворота украшали меховой опушкой из собачьего или росомашьего меха и завязывали кожаными ремешками. Внизу комбинезон стягивался поверх обуви также при помощи ремешков (рис.43). Комбинезонов было два — нижний и верхний.


43. Крой женского комбинезона

Зимой, во время перекочевок или на праздники, женщины надевали верхнюю одежду из тонкошерстных шкур шерстью внутрь, наружная сторона окрашивалась в коричнево-оранжевый цвет ольховым настоем.

Покрой женской верхней одежды был двух типов. Первый приближался к мужской рубахе, но был шире в подоле и длинней, второй состоял из мелких деталей стана и имел капюшон, скроенный вместе с рукавами. По подолу пускали широкую полосу, отороченную собачьим мехом. К вороту пришивали нагрудник из оленьих камусов с мозаикой из белого и темного меха (рис. 44). Спинку и перед верхней женской одежды украшали кисточками из ровдуги, кусочками меха, окрашенного в красный цвет, а также полосками кожи с прорезами и продержкой в них узких ремешков из белой замши или мандарки. Украшением также являлись накладные кусочки кожи круглой формы, но существу заплатки, которые закрывали дефекты оленьей кожи. К таким заплаткам иногда прикрепляли кусочки ровдуги с нарезанной бахромой.

Читайте также:  К чему снится предательство девушки


44. Крой верхней женской одежды

Поверх меховой одежды как мужчины, так и женщины надевали камлейки, сшитые из ровдуги или привозных хлопчатобумажных тканей. Камлейки использовались чукчами в качестве чехлов на меховую одежду, а в летнее время служили самостоятельной одеждой. Береговые жители шили камлейки также из высушенных нерпичьих кишок и надевали их в ненастные дни, это были своего рода непромокаемые плащи для охотников, выходящих в море.

Обувь, как мужская, так и женская, была сезонной.

Зимой носили обувь из оленьих камусов, с подошвой из оленьих щеток или моржовых или лахтачьих шкур мехом внутрь. По обеим сторонам пришивались ремешки из белой ровдуги, которые, перекрещиваясь сзади, завязывались спереди. Летнюю обувь шили из продымленных или из прожиренных нерпичьих шкур. Прожиренная нерпичья кожа становилась эластичной, водонепроницаемой, приобретала темный, почти черный цвет (цв. ил. 18, 21, 26, 27).


18. Сапоги женские летние. Кожа нерпы, мандарка. Аппликация, продержка. Чукчи, эскимосы. XX в. МАЭ


21. Сапоги женские летние. Кожа нерпы, мандарка, подшейный волос оленя. Аппликация, вышивка. Эскимосы. XX в. МАЭ


26. Сапоги женские летние. Фрагмент. Кожа нерпы. Аппликация, продержка. Чукчи, эскимосы. XX в. МАЭ


27. Сапоги женские, летние. Фрагмент. Кожа нерпы, подшейный волос оленя, х/б нитки. Аппликация, вышивка. Чукчи, эскимосы. XX в. МАЭ

Мужская обувь, как правило, была короткой, женщины носили более высокую обувь, которая доходила почти до колен (рис. 45). Женская обувь орнаментировалась обильней, чем мужская. Камусная обувь украшалась мозаикой из белого и темного камуса, а темная обувь из нерпичьей прожиренной кожи орнаментировалась аппликацией из белой мандарки в виде полосок или сложного ажура в сочетании с вышивкой подшейным волосом оленя. Детали кроя подчеркивались белой окантовкой из полоски мандарки, сложенной вдвое. При соединении подошвы с верхом сапога, помимо белой окантовки, которая прокладывалась между двумя деталями, к боковой части крепилась узкая полоска белой мандарки. Перехваченная стежками ниток на равном расстоянии друг от друга, она образовывала красивый рельефный белый шов на фоне черной кожи (рис. 46). Подобный шов одновременно был креплением и декоративным элементом в оформлении сапог.


45. Крой и форма торбасов


46. Сапоги женские. Фрагмент. Нерпичья кожа XX в. МАЭ

Прежде чем надевать обувь, на ноги надевали легкие теплые меховые чулки, сшитые мехом внутрь.

Головной убор чукчи и эскимосы, как и всю одежду, делали двойным, мехом внутрь и мехом наружу. Наиболее характерным для них был капор, скроенный из трех частей: продольной полосы, закрывающей темя и затылок, и двух боковых деталей (рис. 47). Мех для верха капора особенно тщательно подбирался из короткошерстных шкур оленя-пыжика. На опушку шел бобровый мех, мех собаки или росомахи. Украшали капор меховой мозаикой, а также полосками белой мандарки с геометрическим или растительным орнаментом (рис. 48).


47. Крой и форма мужского головного убора


48. Капор. Шкура оленя. Вышивка подшейным волосом оленя XX в. МАА

Рукавицы в отличие от остальной одежды были одинарными. Зимние рукавицы шились из оленьих камусов мехом наружу; летние — из тюленьей кожи или ровдуги; весенние — из камуса и ровдуги. Часто кожу для рукавиц окрашивали в черный цвет или продымливали над костром. По верхнему краю рукавиц нашивали белую полоску кожи или окрашенную в ольховом настое. К полоске пришивали ровдужные ремешки, при помощи которых рукавицы крепились к поясу. В швы, подчеркивая крой рукавиц, вшивали кантики из белой кожи, что делало их более декоративными.

Рукавицы кроили целиком из одного куска кожи или шкуры и соединяли одним швом или кроили из трех отдельных частей: наружной, внутренней (ладонной) и напалка (рис. 49).


49. Крой рукавиц: а) из одного куска кожи; б) из трех отдельно выкроенных частей: наружной, ладонной, напалка

Предметом особенно нарядным считались "плясовые", праздничные перчатки, которые надевали для танцев в народные празднества (цв. ил. 19, 22). Перчатки шили из окрашенной замши. Их наружная сторона и пальцы обильно заполнялись орнаментом, вышитым цветными нитками и подшейным волосом оленя.


19. Перчатки женские праздничные. Ровдуга, камус, х/б нитки, подшейный волос оленя. Вышивка. Чукчи. XX в. МАЭ


22. Перчатки женские праздничные. Ровдуга, камус, х/б нитки, подшейный волос оленя. Вышивка. Чукчи. XX в. МАЭ

Чукчи и эскимосы широко применяли в быту коврики, сумки, мячи, колчаны для стрел. Материалом для них служили мандарка, как белая, так и окрашенная в охристый или темно-коричневый цвет, шкуры нерпы, ровдуга, камусы, низкошерстные телячьи шкурки оленя.

Коврики вешали на стену для украшения жилища, часто их шили с накладными карманами, в которые клали мелкие вещи (цв. ил. 20). Иногда коврики состояли из чередующихся белых и темных квадратов кожи, которые обильно орнаментировались аппликацией из кожи в виде треугольников, квадратиков, кружочков, полосок противоположного фону цвета (рис. 50).


20. Коврик. Фрагмент. Шкура нерпы, подшейный волос оленя. Вышивка. Чукчи. XX в. МАЭ


50. Коврик. Мандарка. Аппликация кожей. Конец XIX в. ГМЭ

Часто в качестве коврика использовалась целиковая шкура нерпы с волосяным покровом, на которую нашивались карманы или просто розетки, вышитые оленьим волосом или цветными нитками; при этом мастерицы старались не нарушать естественный рисунок шкуры, и тогда узоры вышивки сливались в общий орнамент, образованный природной расцветкой меха.

Всегда находили применение в быту сумки самых разнообразных форм; в них хранили мясо и рыбу, держали материалы для рукоделия, перевозили домашнюю утварь, собирали коренья, растущие в тундре. Сумки для мяса, рыбы делали из жесткой прожиренной лахтачьей шкуры. Они были большими по объему, их носили через плечо за спиной. Небольшие сумочки подвешивали к поясу, в них хранили порох, (цв. ил. 23, 25).


23. Сумки женские. Шкура нерпы, мандарка. Аппликация, продержка. Чукчи, эскимосы. XX в. МАЭ


25. Сумка женская. Шкура нерпы, мандарка, камус. Аппликация, продержка. Чукчи, эскимосы. XX в. МАЭ

Сумки просты по крою: передняя и задняя стенки, небольшой клапан, закрывающий вход в сумку. Клапан пристегивался к передней стенке при помощи кожаной петли и костяной пуговицы, брелка или просто завязывался на узел. Для придания объема между передней и задней стенками сумки вставлялась полоска кожи (рис. 51).


51. Крой сумки

Маленькие сумочки особенно искусно орнаментировались при помощи аппликаций из светлой кожи на темной, продержкой узких ремешков через надрезы в коже. Иногда орнамент составлялся из узких ремешков кожи, которые пришивали к основе сумки посредине ремешка продольными стожками темных ниток (рис. 52). Сумки украшались также вырезанными из белой мандарки кружочками, треугольниками, ромбиками и узкими полосками, которые нашивались на кожу в определенном ритме (рис. 53). Орнамент дополняли тончайшие белые ремешки, продернутые в надрезы на коже в шахматном порядке.


52. Сумка женская. Мандарка. Аппликация кожей по коже. Конец XIX в. МАЭ


53. Сумка женская. Фрагмент. Мандарка. Аппликация кожей. Конец XIX в. ГМЭ

Чукчи любят игры в мяч. В мяч играют и дети и взрослые. В прошлом мячи шили из кожи нерпы, комбинируя белый цвет с охристо-коричневым пли темным (рис. 54). Круглая форма мяча достигалась мелким кроем деталей, которые мастерица искусно сшивала. Такой мяч набивали волосом оленя, состриженного со шкуры. В настоящее время чукчи не играют такими мячами, но шьют их в память о старине. Эти мячи являются национальным сувениром. Мячи украшают круглыми розетками, опушенными белым камусом, кружочками и полукругами, полосками из кожи, а также декоративными полосами с ярко выраженным геометрическим двухцветным узором (рис. 55).


54. Эмун. Мяч. Мандарка. Аппликация кожей. 1970-е гг. Уэлен


55. Мяч. Мандарка. Аппликация кожей, продержка ремешков. XIX в. МАЭ

Розетки — излюбленные орнаментальные формы. Они имеют вид мелких или крупных кружков, зубчатых колес, крестообразных и звездчатых фигур. Значительно реже составляют розетки растительного орнамента, появившегося позже под влиянием русского народного искусства. Техника исполнения розеток разнообразна. Чаще всего это аппликации из белой кожи на темной или наоборот. Из кожи вырезают различные кружочки, овальные лепестки, узкие полоски, треугольнички и нашивают на изделие в определенном ритме, образуя розетку. Аппликации иногда комбинируют с продержкой узких ремешков через надрезы в коже. Еще розетки вышивают оленьим волосом по коже; такие розетки чаще имеют крестообразную форму и состоят из различных накладных швов подшейным волосом оленя иногда в сочетании с вышивкой цветными нитками (цв. ил. 28). Розетки растительного орнамента, как правило, вышивают цветными нитками, контур цветочного орнамента обшивается белым подшейным волосом оленя. Когда розетка полностью вышита, мастерица обрезает лишнюю кожу по контуру орнамента, оставляя край в 2-3 мм, за который можно пришить розетку к желаемому изделию.

Читайте также:  Двухъярусный торт с кремом чиз


28. Коврик. Фрагмент. Шкура нерпы, подшейный волос оленя, х/б нитки. Вышивка. Чукчи. XX в. МАЭ

Старинные коврики украшали розетками одной формы. Причем цвет розеток менялся: то белый, то темный в контраст с кожей, на которую они нашивались.

Европейская одежда получает все большее распространение у жителей Чукотки, однако национальная меховая одежда является незаменимой в суровых климатических условиях. Она необходима в оленеводческих бригадах, на охоте, при длительных переездах по тундре. Поэтому традиция шить одежду и другие предметы быта из меха и кожи и украшать их, используя старинные приемы декорирования, живет в современном искусстве чукчей и эскимосов (рис. 56). Женщины старшего поколения шьют кухлянки, украшенные меховой мозаикой, головные уборы и зимние торбаса из камусов и летние из мандарки, светлой и темной или окрашенной в охристый цвет. Меховая одежда шьется также к национальным праздникам.


56. Одежда зимняя. Мех оленя. Мозаика. 1970-е гг. с. Лорино

Почти в каждом чукотском поселке живут мастерицы, владеющие многими приемами художественной обработки кожи и меха (рис. 57). Их имена известны не только среди местного населения, но и далеко за пределами Чукотки.


57. Ассалюк. Тапочки. Мандарка, мех белька. Продержка ремешков, вышивка нитками и подшейным волосом оленя. 1970-е гг. пос. Новое Чаплино

Кожаные мячи, тапочки, сумочки, торбаса и многие другие изделия из меха и кожи, выполненные эскимосской мастерицей Эмун из Уэлена, узнает каждый по манере исполнения.

Талантливыми мастерицами являются также Имаклик, Камея, Токкын из села Лаврентия. Развивая различные традиционные приемы декорирования, они обогащают орнаментальное искусство новыми приемами. Замечательным примером этого является декоративная кайма, предназначенная для украшения летних торбасов, вы пол ней пая эскимоской Камеей. Вся кайма состоит из семи горизонтальных полос, дне — из коричневой мандарки, по которой в два ряда продернуты белые ремешки, остальные пять полос — из белой мандарки — украшены аппликационными накладками, различными по ширине и контрастными по цвету (рис. 58). Строгий геометрический орнамент, состоящий из миниатюрных форм, красив и изящен.


58. Камея. Заготовка к летним торбасам. Мандарка. Аппликация, продержка ремешков. 1870-е гг. с. Лаврентия

В 1972 году при костерезной мастерской в Уэлене было организовано отделение по художественной обработке меха и кожи. Мастерицы шьют ковры, мячи, торбаса, национальные пояса, чехлы для ружей, детские жилеты, тапочки, сумки, кошельки, пуфы (рис. 59).


59. Еорело. Пуф (диванная подушка). Спилок, шкура нерпы. Аппликация. 1970-е гг. Уэлен

Нужно отметить, что почти все граверы — Е. Янку, Г. Тынатваль, М. Гемауге и другие — не только прекрасные художники но кости, но и замечательные мастера художественного оформления меховых и кожаных изделий.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Традиционно для изготовления верхней одежды эвенки, чукчи, ненцы, якуты и другие северные жители использовали шкуры оленей, нерп, диких зверей и даже собак, а также перья птиц – например, гагар и уток. В ход шла также кожа рыб, а у якутов – шкуры коров и лошадей. Особенно распространена у оленеводов и охотников теплая и практичная ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур.

Одежду утепляют мехом белок, песцов, рысей и других диких пушных зверей. В старину народы, которые занимались морским промыслом, приобретали материал для пошива (например, оленьи шкуры) у охотников. Расплачивались за него рыбой, китовым мясом, и нерпой.

Дизайн и покрой одежды с давних пор соответствует образу жизни и роду деятельности владельцев. Поскольку мужчины (охотники, оленеводы, рыбаки) больше времени проводят на открытом воздухе, их одеяние, как правило, шьется максимально глухим, без прорезей. У женщин наряд более распашной. Маленьким детям традиционно шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном. Часто штаны и обувь сшиты вместе.

Несмотря на общие принципы в рациональном использовании одежды, у каждого народа существуют свои особенности в ее дизайне.

Чукчи

У чукотских мужчин, чтущих национальные традиции в одежде, принято надевать на голое тело двойную меховую рубаху до колен. Нижняя часть – мехом внутрь, верхняя – наружу. Для красоты ворот и подол обшивают мехом. Русские такой наряд в старину называли «кухлянка». Ее обвязывают поясом, на котором висит охотничий нож. Для пошива летней одежды обычно используют равдугу и нерповую шкуру. Жены оленеводов предпочитают меховые комбинезоны. Грудных детей одевают в комбинезоны-мешки, штанины и рукава которых наглухо зашиты.

Эвенки

У представителей этого народа традиционная верхняя одежда – кафтан из оленьей шкуры с завязками на груди, швы которого простеганы бахромой из козьего меха – чтоб внутрь не попадала вода. Также эвенки активно используют нагрудники из меха. В суровых районах они носят поверх кафтана глухую меховую одежду (соку) и надевают меховые «натазники». Традиционный головной убор – шапка наподобие капора, отороченная мехом. Также некоторые эвенки обматывают голову и шею платками или меховыми полосками, напоминающими шарф.

Якуты

Наиболее распространенным и характерным для якутской национальной одежды считается крой, который они когда-то переняли у русских военных и путешественников, но видоизменили в соответствии со своими культурно-художественными традициями. Это что-то типа пальто со складками по бокам и сборкой на рукаве. Вообще же их этническая «мода» сочетает в себе много заимствований от других народов, а все элементы декора в костюме в старину имели особую смысловую нагрузку. Например, конусовидная парадная женская шапка, делая силуэт якутки как бы устремленным вверх, символизировала процветание и благополучие. Сейчас якуты стали одеваться современнее, у оленеводов популярны меховые или замшевые национальные куртки с воротником или рубахи из грубой плотной ткани.

В этнической моде все смешалось

Если в старые времена северные народности жили более или менее обособленно, то постепенно, в связи с ассимиляцией, произошло очень много заимствований в национальной одежде. Например, у якутов эвенки заимствовали кафтан с отложным воротником, а у чукотских модников – практичные меховые кухлянки. Но зато унты эвенков показали себя настолько удобными, красивыми и теплыми, что их все чаще стали использовать в качестве обуви практически все северные народы!

Более того, в наше время часто можно встретить ненецких, чукотских, якутских оленеводов и охотников в одежде, сочетающей как национальные, так и современные детали. Например, обычная шерстяная шапочка промышленного производства, а сверху – традиционный меховой головной убор.

Вышивка

В украшении одежды аборигены Крайнего Севера активно используют вышивку. Если в старые времена одежду расшивали подшейным волосом оленя, то теперь в распоряжении современных мастериц все чаще появляются обычные нитки и ленты. Вышивать нитками, например, мулине, теперь принято у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков. Также этнические мастерицы продолжают, как во времена бабушек, использовать жилы. Элементы орнамента часто обшивают ровными стежками с небольшими промежутками. Сам же орнамент может быть в виде аппликации или рисунка, выполненного декоративным швом.

При изготовлении одежды, обуви, сумок, поясов, головных уборов и даже накидок на нарты северяне используют в качестве декора лоскутки и полоски ровдуги, кожи, меха.

Кстати, меховая мозаика в виде сочетания полосок и квадратов разного цвета у многих северных народов играет не только декоративную, но и информативную роль. Круглые орнаменты, например, символизируют солнце, а их светло-темное наполнение – соседство света и тьмы. А шахматный узор символизирует оленьи тропы. У некоторых народов узоры аппликаций и вышивки имели социальные, возрастные, половые различия, а некоторые декоративные элементы даже служили чем-то вроде календарей.

Бисер

Особое значение мастерицы придают вышивке бисером. В древние времена аборигенное население изготавливало бусины в виде кружков и столбиков, вытачивая их из кости и окрашивая природными красителями разнообразных оттенков. Говорят, за горсть таких бисеринок эвенки могли отдать целого оленя. Теперь мастерицам доступен современный бисер, а старинный они берегут как раритет. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение.

Техника шитья и виды орнаментов за долгие годы изменений не претерпели, а вот сама тематика несколько меняется: все чаще на одежде изображают растения, зверей, сам же узор стал крупнее.

Всю природную красоту жизни оленеводов (правда, не Крайнего Севера, а Монголии) запечатлел на своих снимках фотограф Томас Петр

Текст — Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Что сделать чтобы новая обувь не натирала
Мозоли — неприятное явление для ног. Выполнять ежедневные обязанности по дому становится болезненным, а ношение любимой обуви — невозможным. Ноги...
Что нужно говорить при завязывании красной нити
Миниатюрную красную нитку часто можно видеть на руках многих знаменитостей, но не каждому известно, что она является не обычным модным...
Что нужно делать если сел голос
Очень часто первым симптомом появления простуды является такая неприятность, как севший голос. Это не что иное, как воспаление голосовых связок....
Что сделать чтобы очки не запотевали зимой
В холодное время тем, кому приходится пользоваться очками, нередко приходится сталкиваться с неприятной ситуацией, когда они запотевают, и из-за этого...
Adblock detector