Читать

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

развернуть

Вчера исполнилось 94 года со дня рождения гениального режиссера Леонида Гайдая, который вошел в историю отечественного кино как создатель жанра народной комедии. До него киностудии выпускали исключительно идеологически выверенные, по большей части заунывные фильмы о партсобраниях и освоении целины. Но Гайдай, с детства обожавший Чарли Чаплина, всегда стремился не поучать зрителя, а развлекать. Его картины такие же, каким был он сам — бойкие, жизнерадостные, смелые.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

 

 

 

Как и многие выдающиеся творцы, Гайдай многое брал из жизни. Газеты и журналы он прочитывал в огромных количествах. Бывало, в отпуске часами просиживал на чердаке, копаясь в старой периодике в поисках оригинальных идей. Сюжет для «Кавказской пленницы» родился из заметки о похищенной в Закавказье невесте, а комедию «Бриллиантовая рука» Гайдай задумал, когда прочитал в «Правде» статью о контрабандистах, которые в гипсе вывозили за границу ценные вещи.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Некоторые эпизоды происходили в прошлом с самим Гайдаем. К примеру, сцена распределения алкоголиков, тунеядцев, хулиганов по рабочим подрядам в «Операции Ы…» основана на реальных событиях. В 1942 году будущий режиссер проходил службу в Монголии, в части, где объезжали лошадей для фронта. Как-то приехал офицер, чтобы набрать добровольцев для действующей армии — солдаты выстроились на плацу:

— Кто в артиллерию?
— Я! — выпалил Гайдай.
— Кто в кавалерию?
— Я! — снова Гайдай.
— Да подождите вы, дайте огласить весь список! — обозлился военком.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Считается, что Гайдай по собственному образу и подобию создавал Шурика. Нескладный очкарик, наивный и очень порядочный. В молодости, провожая девушку до дома, Гайдай любил разыгрывать всевозможные комичные сценки, а когда поступал во ВГИК, читал стихотворение о девушке Лиде.

Подбирая актера на главную роль для «Операции Ы…», режиссер отверг десятки кандидатур (в том числе Евгения Петросяна). Тогда кто-то из съемочной группы предложил безвестного в ту пору Александра Демьяненко. Гайдай взглянул на фотографии, обнаружил внешнее сходство и лично полетел в Ленинград на переговоры с актером.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко.

Кстати, изначально по сценарию Шурик был не Шуриком, а Владиком. Но цензоры имя не одобрили: Владик — это Владлен, а Владлен — это Владимир Ленин. Нельзя, мол, комического героя называть именем вождя мирового пролетариата. По пустякам Гайдай спорить не стал, хотя обычно он был непримирим в неравной борьбе с цензурой.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Наверное, самая яркая история о том, как режиссер защищал смелые сюжетные ходы, связана с фильмом «Бриллиантовая рука». Госкино не понравились сцены с проститутками, пьянство Горбункова, безалаберность таможенников и много чего еще. Гайдай придумал трюк: добавил в концовке кадры ядерного взрыва и заявил комиссии, что согласен удалить любые сцены, кроме этой.

— Зачем вам взрыв в комедии понадобился? — вполне резонно поинтересовались цензоры.
— Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? — всплеснул руками режиссер. — Империализм размахивает ядерной дубиной!

В результате взрыв вырезали, все остальное оставили.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Но, конечно, далеко не все удавалось уберечь от ножниц политиканов. Например, «Кавказская пленница» в первоначальном варианте открывалась не кадрами скачущего на осле Шурика, а сценой, от которой члены комиссии схватились за головы и обвинили съемочную группу в хулиганстве.

Вот что Гайдай сочинил на пару с Никулиным. Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и прибавляет «У». Увидевший это безобразие милиционер свистит что есть мочи, но Балбес, не растерявшись, дописывает: «…дожественный фильм».

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

На съемочной площадке Гайдай не только не противился оригинальным идеям артистов, но и поощрял их. На съемках «Кавказской пленницы» за придуманные шутки он выдавал шампанское. В итоге Никулин заработал 24 бутылки (он, например, предложил колоть снотворное Бывалому не обычным шприцем, а здоровенным, который сам и раздобыл в цирке), Моргунов — 18, а Вицин только одну, да и ту отдал товарищам — он был убежденным трезвенником.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

К слову, «Кавказская пленница» не случайно стала последним фильмом, в котором появилась легендарная троица. Ближе к концу съемок Моргунов заявился на просмотр отснятого материала подшофе в компании девиц, да еще принялся дерзить режиссеру. Гайдай его выгнал, а в оставшихся сценах снимался дублер.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Если Гайдай считал, что нужно проявить принципиальность, то не колебался. Пробы на роль Остапа Бендера для экранизации «12 стульев» проходили мучительно. Не подошли Миронов, Евстигнеев, Гафт… Взяли Александра Белявского, но скоро стало ясно, что гениального комбинатора из него не выходит. И тут ассистентов осенило: «А может, позвать Володю Высоцкого? Вот будет успех!» Гайдай ухватился за идею. Владимир Семенович на пробах был великолепен, и его утвердили. Но в первый же день съемок он не пришел на площадку — загулял. Тогда Гайдай объявил: «Высоцкого снимать не буду», — и роль досталась Гомиашвили.

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Бывало и так, что в образе одного из героев Гайдай видел определенного актера. Порой приходилось этого актера всеми правдами и неправдами уговаривать. Из интервью Нины Гребешковой, вдовы Леонида Иовича: «Мне эта женщина из “Бриллиантовой руки” показалась такой правильной и скучной, аж зубы сводит (Гребешкова играет в фильме жену Горбункова — Прим. ред.). Я уперлась — не буду играть. Леня сказал, что нашел другую актрису, и уехал на съемки. Вдруг звонит из Сочи: заболел, нужно срочно ехать отхаживать. Я, конечно, приехала, здоровье у него было подорвано с молодости. И там выяснилось, что женой Горбункова по-прежнему числюсь я. Ладно, сказала, сыграю».

Почему Гайдай лишил Высоцкого роли Остапа Бендера и какое вступление вырезали из «Кавказской пленницы»

Пожалуй, хватит на сегодня историй о Гайдае, и так перестарались. Леонид Иович ведь не любил шумиху вокруг себя, даже в день рождения крайне редко устраивал пышные гулянья. При всей своей гениальности он был скромным человеком. Таких сейчас мало.

http://www.fresher.ru/2017/01/31/pochemu-gajdaj-lishil-vysoc...


Опубликовано 31.01.2017 в 17:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Нина колесникова (Бойцова)
Нина колесникова (Бойцова) таких режиссеров сейчас нет! увы. Текст скрыт развернуть
17
31 января, в 19:54
Lyubov Yagovtseva
Lyubov Yagovtseva Что же можно добавить..все его фильмы-ШЕДЕВРЫ!!!Смотрим уже столько раз и не надоедает!! Текст скрыт развернуть
19
31 января, в 19:55
Сергей М.
Сергей М. А, так снимали Бриллиантовую Руку - http://na-more.su/forum/viewtopic.php?f=10&t=15&star... Текст скрыт развернуть
2
31 января, в 20:09
Надежда, Петербург
Надежда, Петербург Жаль, нет больше таких гениальных режиссеров, снимающих комедию... Текст скрыт развернуть
11
31 января, в 20:23
Наталия Кузнецова (Мунштукова)
Наталия Кузнецова (Мунштукова) Гениальный парень был! Текст скрыт развернуть
4
31 января, в 20:48
Матрёна Редькина (Петрушкина)
Матрёна Редькина (Петрушкина) Спасибо ему за фильмы!!! Текст скрыт развернуть
10
31 января, в 22:02
Chukcha Sanytch
Chukcha Sanytch Гений был! Вечная ему память! Текст скрыт развернуть
10
31 января, в 22:12
КАБАН Щетинский
КАБАН Щетинский Значит так — ядерный взрыв оставить, а остальное удалить. Нас на мякине не проведёшь. Текст скрыт развернуть
4
31 января, в 22:15
Александр Рябчиков
Александр Рябчиков Но отчество у Гайдая должно быть - Иовович.
Ведь его отца звали Иов, а не Ио.
Текст скрыт развернуть
2
31 января, в 22:33
Valeriy Mashkovskiy
Valeriy Mashkovskiy А Высоцкий в 12 стульях сыграл бы гениально ! Очень жаль. Текст скрыт развернуть
0
1 февраля, в 00:02
Кот Бегемот
Кот Бегемот Высоцкий никогда бы не сыграл роль Остапа так, как Гомиашвили, он был гениальный автор и исполнитель, но весьма посредственный артист, это и Любимов признавал. Текст скрыт развернуть
2
1 февраля, в 00:32
сергей иванов
сергей иванов Вообще-то у Демьяненко до Шурика были главные роли в карьере Димы Горина и государственном преступнике , и несколько в эпизодах , так что никому неизвестный в корне не верно . А вот после Шурика тишина и алкоголь Текст скрыт развернуть
3
1 февраля, в 04:59
Вадим Диканский
Вадим Диканский сергей иванов Очень яркий персонаж получился. Это проклятие для актёра. После Гайдая все режиссёры видели в нём только "Шурика". Похожая ситуация случилась и с Георгием Вициным, а ведь он гениально играл Гамлета. И не только. Наверно только Юрий Никулин, в силу своей разноплановости, сумел вырваться из штампа "Труса". Текст скрыт развернуть
3
1 февраля, в 12:48
Элеонора
Элеонора Видимо плеяда гениальных режиссеров закончилась еще в 90-е годы. Текст скрыт развернуть
5
1 февраля, в 05:54
Илюха Илюха
Илюха Илюха И режиссеров таких нет и актеров, как А. Демьяненко, тоже нет. Меня в тексте резанула фраза "...кто-то из съемочной группы предложил безвестного в ту пору Александра Демьяненко". Слышите, авторы! Вы что, ВАЩЕ УЖЕ? Далее перечисляю фильмы, в которых Александр Демьяненко снимался до Гайдая (только самые-самые): "Всё начинается с дороги", "Взрослые дети", "Карьера Димы Горина", "Мир входящему", "Порожний рейс", "Первый тролейбус", "Государственный преступник" (и ещё в демятке). Ну ни хрена себе "безвестный"!!!!...... Текст скрыт развернуть
4
1 февраля, в 10:38
Yuri Vorobyev
Yuri Vorobyev Гений комедии!!!!!!!! Текст скрыт развернуть
1
1 февраля, в 12:54
Григорий Соколов
Григорий Соколов Как ни крути, империализм действительно размахивал ядерной дубиной. Все над этим тогда смеялись, и вот теперь досмеялись...
Там, кстати, ещё на слово "любовницу" слово "синагогу" заменили. А фраза Папанова-Лёлика "Идиот" обращена к Гайдаю за то, что тот, снимая много дублей, заставил его долго нырять в холодную воду. Гайдай не растерялся и вставил эту фразу в фильм, и получилось, как будто Лёлик говорит это Козодоеву, который стоит на острове и машет трусами на древке...
Текст скрыт развернуть
0
1 февраля, в 16:11
Григорий Соколов
Григорий Соколов Хотя в целом я больше люблю Гайдаевские "Двенадцать стульев", чем Захаровские, просто мьюзикльную Захаровщину не очень выношу, всё же, Гомиашвили сыграл хуже, чем Миронов. Кстати, слышал, что Гайдаю "ДС" подарил Данелия, которому, если правильно помню, не хотели давать его снимать, хотя у него были такие планы. Текст скрыт развернуть
0
1 февраля, в 16:15
вячеслав харченко
вячеслав харченко Вышло так,как вышло и получилось все прекрасно,а может и цензоры тоже были в чем то правы,итог --прекрасные комедии на все времена. Текст скрыт развернуть
2
1 февраля, в 16:18
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 19
Хабенский — «Я зажёг в церквях все свечи»… Настоящий крик души
2 фев, 15:05
+24 6
Не знаем пароль, но видим ориентир: ноги Веры Брежневой
2 фев, 16:18
+8 2
Как сложились судьбы актеров культового фильма «Зимняя вишня»
2 фев, 14:31
+18 2
Самое популярное
Читать